Инновации , Весь мир ,  
0 

Железные аргументы за и против стального строительства

Фото: Екатерина Кузьмина для РБК
Фото: Екатерина Кузьмина для РБК
Технологии возведения зданий на базе металлических каркасов занимают отдельную нишу. Диапазон их применения — от гаражей до стадионов, крупных торговых центров и уникальных высотных объектов. А вот в массовом строительстве стального каркаса очень мало. Развитие сегмента «металлических» домов сегодня активно продвигают металлургические компании, однако застройщики на этот порыв пока не очень откликаются, ссылаясь на проблемы с кадрами и ограниченность архитектурных решений.

Доля построек на стальном каркасе в России не превышает 15% от общего количества реализованных проектов. Тогда как, например, в Норвегии она составляет 48%, а в Швеции, Великобритании и США — 65–68%. Главным образом, такие масштабы достигаются за счет многоэтажного жилищного строительства. В России сегодня только 0,5–1% жилых домов, включая сферу индивидуального жилищного строительства, возводится на металлокаркасе.

Скоростной конструктор

Главными преимуществами стального домостроительства председатель совета директоров девелоперской компании «Доступное жилье» Вадим Варвянский называет скорость, меньшие трудозатраты и отсутствие сезонных ограничений, которые существуют при монолитном строительстве. По его словам, нормативный срок сборки каркаса одной секции десятиэтажного дома — 22 рабочих дня. Обшивка или наполнение пенобетоном, отделка занимают около шести месяцев. «При этом конструкции из стали современных марок очень долговечны», — добавляет генеральный директор компании «Региондевелопмент» Ольга Вальчук.


Плюсы и минусы стального каркаса

[+]

  • Скорость строительства — «коробка» собирается вдвое быстрее монолитного аналога, что дает общее увеличение скорости строительства на 20–30%.
  • Высокое качество — используются детали заводского изготовления.
  • Всесезонность строительства даже в отдаленных районах.
  • Свобода и вариативность планировок: нет несущих стен, что позволяет получить любые планировки.
  • Уменьшение количества рабочих на стройплощадке в два раза.
  • Экономия на фундаменте (до 30%) вследствие меньшей массы здания.
  • Большие внутренние площади при использовании легких стеновых панелей.

[–]

  • Дефицит квалифицированных проектировщиков, умеющих использовать все плюсы технологии.
  • Высокие требования к квалификации монтажников на площадке.
  • Необходимость дополнительных мероприятий по огнезащите стальных конструкций.
  • Сложности при прохождении государственной экспертизы, поскольку существует стереотип, что металл в нашей стране применялся в основном для строительства промышленных зданий. 

Специалисты отмечают, что металлические конструкции хотя и дороже железобетона, но за счет скорости строительства цены монолитного и стального проектов на выходе оказываются сопоставимыми. «У стального строительства значительно меньшая материалоемкость, чем у железобетонного, — объясняет партнер девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский. — Тонна металлокаркаса заменяет 12–15 т бетона». Скорость возведения здания на металлокаркасе, по его словам, на 20–30% выше, чем у монолитного, однако медленнее, чем у панельного.

При этом многие участники строительного рынка признаются, что возводить на базе металлокаркаса планируют в основном склады, торговые центры и паркинги. Лидерами по применению такого каркаса в проектах многоэтажного строительства коммерческих зданий считаются Crocus Group (ТРЦ, комплекс Дальневосточного университета, МФК, паркинги) и самарская компания «Виктор и Ко» (ТРЦ, паркинги).

Только два относительно крупных застройщика заявляют о намерении применять технологию стального каркаса в проектах массового жилищного строительства. Это новосибирская компания «Доступное жилье» и московская «Ферро-Строй». В 1990-е годы три жилых дома на стальном каркасе по специально созданной технологии «Мосс-Тема» на западе Москвы (на проспекте Маршала Жукова, улицах Маршала Захарова и Маршала Тухачевского) построил холдинг «Стройсталь». Еще один дом по этой технологии был возведен в Ангарске.

«Стройсталь» выступал в проектах в качестве подрядчика. По словам коммерческого директора компании Михаила Севостьянова, куратором по внедрению технологии «Мосс-Тема» был экс-мэр Москвы Юрий Лужков. По каким причинам столица не стала развивать ее дальше, Михаилу Севостьянову неизвестно. «Очевидно, больше не находилось инвесторов. Но технология хорошая, — отзывается о ней строитель. — Этаж можно было возводить за два-три дня. Элементы из металлокаркаса собирались на земле, и затем здание просто складывалось, как конструктор. Причем даже на этапе строительства можно было менять планировки квартир». Как сказано в описании технологии, ее применение позволяло снизить общий вес здания в три раза, что существенно упрощало решения нулевого цикла.

Потребительские стереотипы

В развитии строительства домов на металлокаркасе заинтересованы российские металлургические концерны. Они отказались от идеи создания собственных строительных структур как непрофильных, однако для экспансии на рынок жилищного строительства объединились в специальную Ассоциацию развития стального строительства (АРСС). «Мы меняем «бетонные» стереотипы инвесторов, девелоперов, архитекторов и проектировщиков, помогая им сделать выбор в пользу металлоконструкций» — так характеризуется деятельность организации на официальном сайте. Среди участников АРСС крупнейшие игроки рынка, такие как металлургические и горнодобывающие компании «Евраз» и «Мечел», производитель металлопродукции Объединенная металлургическая компания и другие. Члены ассоциации надеются интегрировать всех участников девелоперского цикла при строительстве жилья на металлокаркасной основе — ученых, архитекторов, проектировщиков, разработчиков технических нормативов, предприятия стройиндустрии, инвесторов, заказчиков и подрядчиков — в единую технологическую цепочку. Со своей стороны они обещают расширить линейку выпускаемого проката специально для применения в стальном строительстве и оптимизировать его себестоимость. Конечная цель — сделать цены на жилье ниже, сохранив при этом потребительские характеристики, сопоставимые с монолитным домостроением.

Опыт производства полнокомплектных зданий в промышленном и коммерческом сегментах показывает, что при их «унификации» можно значительно снизить себестоимость, а также повысить эффективность строительства с точки зрения металлоемкости и удобства монтажа, говорит генеральный директор АРСС Дмитрий Еремеев. «При внедрении технологии в массовую многоэтажную застройку можно будет также говорить о значительной оптимизации затрат, как это, например, произошло в Великобритании в 1990-е годы, когда затраты на огнезащиту удалось снизить в два раза», — добавляет эксперт.

Правда, успех продвижения стального строительства во многом зависит от умения проектировать и строить. «Если у девелопера нет понятного алгоритма действий при строительстве дома на металлокаркасе и нет рабочих со специальной квалификацией, -то для него такой проект может обойтись и вдвое дороже традиционного метода», — предупреждает директор по развитию группы «Евраз» Александр Эренбург. Ольга Вальчук также относит к минусам стального строительства ограничения в архитектурных решениях и низкую пожаростойкость: при высоких температурах несущие конструкции могут «поплыть».

Однако главным препятствием на пути металлокаркасных технологий в жилищном строительстве участники рынка стального строительства уверенно называют негативный стереотип, который существует в отношении «металлического» жилья у потребителя. Устойчивый спрос на него сегодня не гарантирован, и риски для девелопера, таким образом, довольно высоки.

Компетенция Пять зданий из металла
Скачать Содержание
Закрыть