Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Где найти «газелей», чтобы пробить «стеклянный потолок»
Материалы выпуска
Предприниматели нащупали дно Рынок Шансы на вырост Рынок Где найти «газелей», чтобы пробить «стеклянный потолок» Рынок Кризису вопреки Решения «Во время любого кризиса есть предприниматели, которые умеют пользоваться возможностями» Решения Как заинтересовать бизнес господдержкой Экспертиза
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Где найти «газелей», чтобы пробить «стеклянный потолок»
Чтобы небольшие компании совершили качественный скачок роста — пробили «стеклянный потолок», нужны системные преобразования условий ведения бизнеса, считают эксперты.
Фото: Flickr

Открытие феномена небольших компаний с высокой динамикой и устойчивостью роста — «газелей» связывают с именем американского экономиста Дэвида Берча. Изучая траекторию развития компаний на рынке, он выделил 4% фирм, которые создали примерно 70% рабочих мест в США. Попытки изучить подобное явление на российском рынке выявили местную специфику развития бизнеса. В России динамичные середнячки организованы как «группы компаний»: успешные предприятия делятся на несколько формально независимых мелких фирм. «Выделить долю компаний-«газелей» можно только экспертным путем, официальный статистический учет не выделяет данную категорию предприятий», — говорит помощник главы Минэкономразвития, пресс-секретарь Елена Лашкина. Основные признаки динамично развивающейся, устойчивой компании — низкий уровень бюрократии и волокиты, передача на аутсорсинг максимального количества непрофильных функций, четкое определение своей специализации, рост от 20 до 40% в год, высокоинтеллектуальный коллектив, продукты интеллектуального труда (ноу-хау, марки, технологии). У таких компаний растет не только выручка, но и капитализация. «Такие компании в России несомненно есть, — например, «Яндекс» начинал как малый бизнес. Но они у нас индустриально не сбалансированы», — отмечает доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии РАНХиГС при президенте РФ Эмиль Мартиросян.

Болезни роста

Рост предприятия привлекает к нему внимание фискалов и увеличивает административную нагрузку на бизнес. Так объясняют эксперты нежелание бизнеса расти. «Вместо того чтобы масштабировать бизнес, у нас его предпочитают дробить», — утверждает доктор экономических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики Александр Чепуренко. Еще одна причина искусственного сдерживания развития бизнеса — недобросовестная конкуренция. Региональные рынки контролируются компаниями, которые встроены в вертикаль местной власти. У них свой административный ресурс. Расти беспрепятственно могут разве что те виды бизнеса, где идея и сам бизнес неотделимы от головы его владельца, считает Чепуренко. Основным условием роста являются доступные кредитные ресурсы и частные инвестиции. Возможность привлечь инвестиции — едва ли не единственный стимул показать реальный размер компании, считает партнер аудиторско-консалтинговой группы компаний BDO в России Елена Хромова. «В условиях нестабильности финансовых рынков бизнес становится осторожнее, да и процессы акселерации замедляются», — подчеркивает Хромова. По данным Александра Чепуренко, до кризиса 2008 года растущих компаний в стране было даже больше, чем на развивающихся рынках, — до 16% от общего числа средних компаний. «В период между кризисами компании-«газели» найти все сложнее», — отмечает Чепуренко.

Задать направление

Подтолкнуть компании к росту под силу государству. Оно же — главный бенефициар устойчивого растущего технологичного бизнеса. По данным Минэкономразвития РФ, сегодня в сфере промышленного производства формируется только 28,4% оборота средних предприятий. Александр Чепуренко считает, что одним из способов создания среды для стимулирования небольших высокотехнологичных компаний могли бы стать так называемые технологические коридоры. Речь идет о постепенном повышении государством требований к технологиям производства. В России в некоторых отраслях реализовывалась подобная стратегия. «Мы постепенно переходили на бензин стандарта Евро-5 или энергосберегающие осветительные приборы», — говорит Чепуренко. Государство должно предупреждать производителей о необходимости менять технологии, стимулировать бизнес к постепенному переходу на новые стандарты. В Дании, например, такой подход позволил 85% электроэнергии производить из органических отходов, внедрить в технологию строительства жилых здания системы, позволяющие до 40% потребления электроэнергии обеспечивать за счет замкнутых циклов. «Создание технологических коридоров не требует ничего, кроме умного управления. Оно дает компаниям долгосрочные перспективы, возможность выстраивать свою стратегию в соответствии с приоритетами государства и под эту стратегию привлекать средства у институтов развития», — уверен Чепуренко. Вслед за спросом на технологические решения появятся и средние компании, готовые расширять технологические ниши. Эмиль Мартиросян уверен, что отечественный бизнес созрел для рывка: «В 2008-м бизнес повторял ошибки 1997 года — все повально открывали продуктовые магазины. Сейчас бизнес ищет проекты в сфере интернет-технологий или производства». Россияне проходят определенный этап эволюции бизнеса, переходят от «лавочного» бизнеса к технологичному. Обеспечить инструментами

Драйвером роста для малого бизнеса Германии и Японии стали «налоговые дисконты». Этот инструмент опять же из госинвентаря, и наша страна могла бы его также применить, считают эксперты. Растущим малым и средним компаниям важен доступ к федеральным каналам продаж. Чтобы стимулировать сети сбывать продукцию малого и среднего бизнеса, и вводятся «налоговые дисконты». Чем больше в обороте крупной торговой сети доля малого и среднего бизнеса, тем меньше налогов она должна платить. Это будет стимулировать крупных ретейлеров искать и продвигать продукцию небольших компаний. Еще одно условие для роста — доступность проектного финансирования. Эмиль Мартиросян сетует, что в России этот вид работает только с крупным бизнесом, выручка которого гарантирует возврат вложенных средств. В качестве такой гарантии в случае с МСБ, считает эксперт, может служить доля в компании.

Одна из самых широко используемых мер обеспечения доступности финансовых ресурсов для бизнеса за рубежом — гарантийная поддержка. Пожалуй, это основной способ поддержки из международного опыта, который наше государство начинает применять массово, говорит руководитель аналитического центра МСП банка Наталья Литянская. Однако выдачу гарантий сдерживает сложность поиска проектов, подходящих под жесткие критерии, определенные государством. Гибкость в подходе к заемщикам также сыграла бы в пользу малого бизнеса и добавила бы возможностей для его роста.