«Во Владивостоке хорошие деловые перспективы»
Материалы выпуска
Регион с потенциалом Рынок Инвестиции с азиатским уклоном Рынок Форпост во Владивостоке Решения «Во Владивостоке хорошие деловые перспективы» Рынок
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Во Владивостоке хорошие деловые перспективы»
​Владивосток находится слишком далеко от Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы претендовать на звание туристической Мекки России. Однако генеральный директор международной сети Azimut Hotels Вальтер Нойманн позитивно оценивает перспективы гостиничного бизнеса Владивостока и считает, что стабильный приток туристов городу обеспечат блэкджек, рулетка и газопровод.
Фото: Мария Плешкова для РБК

— Что за туристы приезжают во Владивосток?

— По нашим данным, в 2014 году Владивосток посетили более 600 тыс. туристов. Российских из них больше половины, остальные — путешественники из стран Азии, из них свыше 90% китайцев и туристов из Кореи и Японии. В последнее время мы наблюдаем увеличение доли туристов из Кореи благодаря отмене визового режима. Туристы из Китая приезжают в основном в целях торговли, поэтому в городе они не задерживаются — приезжают на один день. По итогам прошлого года Владивосток посетили около 300 тыс. китайских туристов, в основном из приграничных районов. Китайцы, которые приезжают с туристической целью и хотят посмотреть страну — побывать на Красной площади, в Эрмитаже, — транзитом проезжают через Владивосток, но они здесь сейчас не задерживаются, длительность их пребывания в городе редко превышает один-два дня.

Внутренний туризм формируют в первую очередь деловые поездки на выставки, конференции. Если рассматривать всех туристов с точки зрения цели поездки, -то, по данным наших исследований, на деловой туризм приходится 70% визитов во Владивосток. Летом сюда приезжают жители соседних городов Дальнего Востока и туристы из Азии.

Во Владивостоке также развит культурный и дипломатический туризм — в городе работают 18 зарубежных консульств.

— Есть в регионе какая-то сезонная специфика?

— Хотя во Владивостоке преобладает деловой туризм, сезонность вполне стандартная. Пик загрузки приходится на середину лета — период отпусков и поездок с туристической целью.

— Существует ли дефицит мест в гостиницах Владивостока?

— В городе 46 отелей с суммарным фондом 2561 номер, всего 13 из них предлагают качественные современные номера, остальные не подвергались реновации уже много лет. По результатам наших исследований, современный номерной фонд в городе насчитывает 1501 единицу — этого, конечно, недостаточно. Рынок Владивостока заметно отличается от рынков Москвы или Санкт-Петербурга, где представлены десятки отелей любого уровня.

Города сами генерируют спрос — это и туризм, и бизнес, и политические, и культурные связи. Все концентрируется вокруг Москвы. Международные гостиничные операторы постепенно осваивают новые рынки и переходят по географической карте России к востоку от столицы. Но во Владивостоке сейчас в основном представлены местные гостиницы и отели. В городе помимо Azimut Hotels работает только один международный оператор — Huyndai. В перспективе откроются еще две «пятерки» Hyatt, но когда именно это произойдет — неизвестно. Операторы постоянно откладывают запуск объектов.

Приморье, и в частности Владивосток, сейчас становится местом аккумуляции инвестиций, делового интереса. Повышение деловой активности должно повлечь за собой развитие инфраструктуры для бизнеса — создание современных средств размещения, развитие рынка офисной недвижимости. В данный момент гостиничному рынку Владивостока нужен импульс для дальнейшего развития, который сейчас, несомненно, дается благодаря созданию территорий опережающего социально-экономического развития.

— Существуют ли китайские операторы, которым был бы интересен российский рынок?

— Да, они есть. Но если вы будете путешествовать по Китаю, -то обратите внимание, что на местном рынке присутствуют в основном крупные международные операторы. Если какой-либо китайский оператор решит освоить российский рынок, -то начнет он все равно не с Владивостока, а с Москвы.

— Кто же владеет двух-трехзвездочными гостиницами?

— Это локальные игроки. Международные гостиничные сети, кроме нас, в этом сегменте отсутствуют. В основном трехзвездочные отели, которые традиционно пользуются наибольшим спросом, во Владивостоке представляют собой ведомственные учреждения и ориентированы на определенный спрос. У нас во Владивостоке работает трехзвездочный «А Отель Амурский залив». Кроме того, 15 мая после реновации открылся четырехзвездочный «Azimut Отель Владивосток».

— Какая у отелей загрузка на протяжении года?

— Загрузка качественных гостиниц колеблется на уровне 50–70%. В малых и бюджетных отелях она значительно ниже — чуть больше 40%. Такие отели не являются на рынке основными игроками, самый выраженный спрос — на гостиницы, готовые принимать большие группы, приезжающие, например, на выставки или конференции. Поэтому у качественных отелей категории три-четыре звезды с номерным фондом более ста номеров и загрузка значительно выше.

46 отелей с суммарным фондом 2561 номер работают во Владивостоке, при этом всего в 13 из них качественные современные номера

— Есть ли перспективы роста интереса к региону со стороны туристов?

— Существует несколько факторов, которые обеспечивают приток новых туристов сейчас и обеспечат его в будущем. Это строительство газопровода «Сила Сибири», из-за которого корпоративных поездок в регион становится больше и в целом повышается деловой интерес к региону. Игорная зона в бухте Муравьиная, открытие которой состоится уже в 2016 году, тоже привлечет дополнительный поток туристов. Это грандиозный проект — площадь игорной зоны составит более 600 га, гонконгские инвесторы вложили в него $55 млрд. Владивосток в скором времени может стать российским Макао или Лас-Вегасом — азиатские туристы, а особенно китайцы, очень азартны, и я не сомневаюсь, что китайских туристов во Владивостоке в ближайшие годы станет значительно больше. Возможно, для кого-то такая поездка станет первым посещением нашей страны. Мы рассчитываем, что потом они поедут дальше, но уже без игр.

— Кризис в регионе чувствуется?

— Те факторы, из-за которых поток туристов в Россию в целом снизился, на Приморье не влияют. Позиции региона, экономические и политические, усиливаются. Мы видим устойчивый рост не только туризма, но и деловой активности в Приморье. Укрепляются деловые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В перспективе это может привести к сосредоточению ресурсов именно в этой части страны, более быстрому темпу развития экономики и, соответственно, росту туристического потока выше запланированного. В последние несколько лет он составлял примерно 5%.

— А что происходит на рынке недвижимости?

— Если в Москве рынок офисной недвижимости переживает кризис—ставки снижаются, помещения простаивают, -то во Владивостоке спрос обеспечен на несколько лет вперед. Здесь пересекаются внутренние и международные деловые потоки, что дает этому сегменту высокий потенциал развития.

— Кто формирует спрос на офисную недвижимость?

— Это компании обслуживающего сектора, нефтегазовый сектор, логистические компании, представительства компаний с азиатским капиталом. Во Владивостоке наблюдается рост не только туризма, но и деловой активности в целом. Здесь очень хорошие деловые перспективы.