Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Событие неместного масштаба

Фото: Екатерина Кузьмина для РБК
Фото: Екатерина Кузьмина для РБК
В этом году номера на Петербургский международный экономический форум бронировали необычно рано: еще в марте в целом ряде отелей не осталось свободных мест на период проведения мероприятия. Российские бизнесмены приезжают в Санкт-Петербург не только послушать президента страны, но и установить связи, приводящие к многомиллионным сделках. Сам город выступает красивым фоном для общения деловой элиты международного и федерального масштаба.

С прицелом на IPO

Петербургская компания «Светлана-Оптоэлектроника» первый раз участвовала в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) пять лет назад. Она искала среди посетителей форума клиентов, в том числе посредством размещения рекламного стенда, что стоило порядка 600 тыс. руб. Вложения себя оправдали — контакты с первыми лицами федеральных компаний, которым можно было без посредников объяснить преимущества светодиодного освещения, принесли предприятию крупных заказчиков, включая РЖД. Сегодня «Светлана-Оптоэлектроника» в форуме не участвует: больших федеральных компаний, интересных предприятию, немного, и контакты с ними давно установлены, а участие стало слишком дорогим для среднего петербургского бизнеса. По мнению генерального директора компании Алексея Мохнаткина, для петербургских предпринимателей полезнее отраслевые выставки и другие форумы — например, юридический. Его тоже посещают многие руководители компаний, но атмосфера здесь более демократичная. А вот компания «Юлмарт», крупный интернет-ретейлер, считает экономически целесообразным участвовать в ПМЭФ в этом году. Как объясняет совладелец компании Дмитрий Костыгин, в 2016 году «Юлмарт» планирует выйти на IPO, а на Петербургский форум приезжают представители крупнейших международных банков: UBS, Credit Suisse, Goldman Sachs. «Они составляют глобальные обзоры индустрий, в том числе связанных с интернетом. Благодаря коммуникации на форуме они лучше понимают, что мы делаем, и корректнее отражают нашу деятельность в своих обзорах», — говорит Костыгин. Возможно, пример «Юлмарта» — исключение, подтверждающее правило: компания, выходящая на IPO, попадает в обойму игроков, которым необходимы личные контакты глобального уровня. Такие игроки не типичны для петербургского бизнеса.

«Теряем туристов»

Компаниям, представляющим индустрию сервиса, форум приносит дополнительную выручку. По оценке совладельца ресторанной группы Stroganoff Group Леонида Гарбара, оборот петербургских ресторанов высокого ценового сегмента в дни форума возрастает на 20% по сравнению с обычными июньскими днями. По его словам, помимо прямых дивидендов ПМЭФ приносит выгоды косвенные: корпоративные мероприятия компаний приводят в рестораны новых гостей.

В петербургских отелях дни форума — самые доходные в году. Юнис Теймурханлы, совладелец и генеральный управляющий отеля «Гельвеция», сообщил, что во время ПМЭФ загрузка составляет 100% во всех категориях отелей, свободного номера не найти. При этом бронирование происходит по открытым ценам — rack rate, то есть по максимальной цене номера для текущего сезона, без каких-либо скидок. «Выручка у отелей уровня четыре звезды возрастает ровно в два раза. У пятизвездных гостиниц из-за отсутствия скидок на этот период валовая выручка в дни форума возрастает еще больше, увеличиваясь до трех раз», — рассказал Юнис Теймурханлы.

В то же время отельеры делают важную оговорку: в период белых ночей отели Петербурга в любом случае были бы заполнены иностранными туристами, такая же ситуация и с ресторанами. «Белые ночи — бренд, раскрученный «Интуристом» еще в 1970-е годы, так что иностранцы стремятся в Петербург как раз в середине июня», — говорит совладелец «Гельвеции». Проведение ПМЭФ и других крупных форумов на пике высокого сезона сейчас вызывает туристический коллапс, рассказывает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. «Из-за заоблачных цен и нехватки номеров мы теряем туристов, которые хотели бы посмотреть Петербург в белые ночи», — говорит эксперт. Ту же ошибку, по его мнению, допускают организаторы Международного инвестиционного форума в Сочи, который проходит в сентябре, в разгар курортного сезона. «На мой взгляд, это неправильное планирование календаря. Такие мероприятия должны поддерживать рынок в средний и низкий сезон. Почему бы не проводить их в ноябре или в феврале, как это делают многие европейские города? Международная выставка недвижимости в Каннах MIPIM, к примеру, проходит в середине марта», — объясняет Прасов.

Заработать на MICE

Среди плюсов проведения ПМЭФ эксперты называют развитие конгрессно-выставочной инфрастуктуры в Санкт-Петербурге. Руководитель департамента маркетинга выставочного научно-исследовательского центра R&C (группа компаний «Рестэк») Елена Четыркина напомнила, что в 1990-е годы форум проходил в Таврическом дворце, но по мере роста его престижа на международной арене и увеличения числа участников стал требовать больших площадей и более высокого уровня оснащения. Наряду с другими статусными мероприятиями, такими как Газовый форум, ПМЭФ создал спрос на масштабные площадки, способные принять несколько тысяч участников, и качественный конгрессный менеджмент. Такой спрос отчасти повлиял на решение «Газпрома» инвестировать в строительство новой петербургской выставочной площадки — «Экспофорума». Его первая очередь, введенная в строй в прошлом году, способна принять до 10 тыс. человек. Однако эксперты отмечают, что ожидать видимых изменений на петербургском рынке MICE (Meetings-IncentiveConferences-Events — мероприятия, связанные с деловым туризмом) стоит не ранее чем через три-четыре года. По словам руководителя отдела развития партнерских программ конгресс-центра «ПетроКонгресс» Татьяны Лихачевой, до самого последнего времени город был физически не способен принимать крупные международные события. И транспортная инфраструктура, и площадки для проведения мероприятий категорически не соответствовали уровню международного места встреч. «Например, Международный конгресс кардиологов ежегодно собирает 30 тыс. участников, — говорит Татьяна Лихачева. — У нас невозможно даже представить проведение такого мероприятия. В Петербурге и 3 тыс. человек одновременно было негде собрать — единственной площадкой для мероприятий с числом участников свыше 1,5 тыс. оставалось давно устаревшее «Ленэкспо».

В связи с появлением в Северной столице современного аэропорта и специализированной конгрессно-выставочной площадки возможности Петербурга по проведению крупных событий значительно расширились. «В городе планируется строительство еще двух крупных конгрессных центров — Константиновского (рядом с Константиновским дворцом, проект пока в стадии разработки) и на юго-западе Петербурга, — рассказывает Татьяна Лихачева. — Таким образом, с точки зрения уровня инфраструктуры наш город заметно укрепляет свои позиции на рынке MICE». Контракты на проведение крупных международных мероприятий заключаются за три года, поэтому появление новой инфраструктуры дает отложенный эффект. Через несколько лет показатели Санкт-Петербурга как игрока MICE-индустрии, скорее всего, изменятся и количественно, и качественно: увеличится доля крупных международных событий.


Поделись праздником      

Пока Санкт-Петербург достраивает транспортную и техническую инфраструктуру, чтобы активнее развивать MICE-индустрию, европейские города, давно прошедшие эту стадию, активно ищут нестандартные способы привлечения деловых туристов.

На европейском рынке мероприятий для b2b-сектора в последнее время появился новый тренд — использовать городские праздники в качестве платформы для проведения деловых мероприятий смежной тематики. Показателен в этом плане опыт Гамбурга, который одним из первых среди немецких городов попытался объединить городские культурные события и b2b-встречи. Морской праздник Hamburg Cruise Days и фестиваль Reeperbahn Festival — примеры того, как мероприятия, первоначально задуманные как развлекательные, получили развитие в качестве платформ для бизнеса. Конференция в рамках Reeperbahn Festival стала международным местом встречи представителей музыкального и цифрового бизнеса. Сентябрьский праздник Hamburg Cruise Days вместе с конгрессом CruiseLive и проходящей практически в то же время выставкой Seatrade Europe образовали удобную мегаплощадку для деловых мероприятий в круизной сфере.

Скачать Содержание
Закрыть