Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Как заинтересовать бизнес господдержкой
Материалы выпуска
Предприниматели нащупали дно Рынок Шансы на вырост Рынок Где найти «газелей», чтобы пробить «стеклянный потолок» Рынок Кризису вопреки Решения «Во время любого кризиса есть предприниматели, которые умеют пользоваться возможностями» Решения Как заинтересовать бизнес господдержкой Экспертиза
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Как заинтересовать бизнес господдержкой
Предприниматели (44%) сомневаются в эффективности государственных мер поддержки. Об этом свидетельствует опубликованное сегодня очередное исследование бизнес-настроений владельцев малых и средних предприятий, проведенное агентством Magram Market Research, Промсвязьбанком и «Опорой России». Почему очередной кризис выбивает у бизнеса почву из-под ног и может ли государственная поддержка стать условием стабильности частных компаний, РБК + спросил у экспертов.
Фото: Fotolia/Photoxpress

Денег много не бывает

По данным Индекса Опоры RSBI, предприниматели сегодня гораздо лучше осведомлены о действующих в стране программах поддержки — лишь 20% бизнесменов ничего не знают об используемых государством инструментах стимулирования предпринимательской инициативы. Однако большинство воспринимает в качестве адресной помощи финансовые стимулы. Упрощение процедуры подготовки и сдачи отчетности, снижение количества проверок являются само собой разумеющимися условиями ведения бизнеса и к заслугам государства предприниматели их не относят.

Для 44% опрошенных владельцев бизнеса получение консультаций, субсидий, грантов и другой помощи государства требует определенных усилий. Вероятно, именно по этой причине они крайне не уверены в эффективности таких мер — воспользовались господдержкой за последние пять лет не более 7% предпринимателей. И по данным Индекса Опоры, чаще это крупные компаний в сфере производства.

В 2013–2014 годах на поддержку малого и среднего бизнеса в общей сложности было выделено из бюджета более 135 млрд руб., включая поддержку сельхозпроизводителей, финансирование проектов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) и гарантии Агентства кредитных гарантий.

Объемы финансирования не снижаются, говорят в Минэкономразвития РФ. В 2015 году финансирование программ господдержки малого и среднего бизнеса по линии ведомства сохранится на уровне 18,5 млрд руб. Большая часть (16,9 млрд руб.) приходится на выплату предпринимателям прямых субсидий, финансирование гарантийных фондов и микрофинансовых организаций. На объекты инфраструктуры для малого и среднего бизнеса в бюджете ведомства заложено 1,6 млрд руб.

В виде прямых субсидий предпринимателям достается порядка 10 млрд руб. Приоритет отдан бизнесу, обновляющему производство. Доля субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих модернизацию производства товаров (работ, услуг), в том числе субсидирование процентной ставки по кредитам и субсидирование лизинга оборудования, составляет около 70% этих средств.

В Минэкономразвития отмечают, что предприятия, получившие микрозаем или поручительство гарантийного фонда, а также те, кому удалось попасть в бизнес-инкубаторы и технопарки, более стабильны. Выжить даже в кризисные времена чаще удается предприятиям, осуществляющим экспортную деятельность.

Инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, применяемые в России, по словам помощника министра экономического развития Елены Лашкиной, соответствуют лучшим международным практикам развитых и развивающихся стран, таких как США, Япония, Малайзия, Южная Африка, стран Европейского союза. Проблема в том, считают в министерстве, что объем финансирования у нас в разы меньше.

«В России бюджет на один субъект малого и среднего предпринимательства составляет 3800 руб., в то время как для развитых стран данный показатель варьируется от 5700 руб. в США до 8400 руб. в Японии. Для развивающихся стран показатель составляет 12 203 руб. в Южной Африке и 115 162 руб. в Малайзии», — рассказала РБК+ Елена Лашкина.

Общественный представитель уполномоченного при президенте РФ по защите малого и среднего предпринимательства Виктор Ермаков склонен поддержать притязания чиновников на больший объем финансирования госпрограмм поддержки бизнеса. «В странах Евросоюза программы господдержки признаются экономически нецелесообразными, если количество адресатов помощи менее 15%», — отмечает он. По подсчетам представителя бизнес-омбудсмена, бюджет программ господдержки МСП должен быть не менее 500 млрд руб. В целом, по его мнению, у нас все инструменты, необходимые для роста бизнеса, заявлены. «Осталось только, чтобы все это заработало эффективно», — резюмирует Виктор Ермаков.

Кризис — время для поддержки инноваций

Сейчас самое время наращивать объемы государственной поддержки и помогать развивающимся компаниям, уверен генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергей Поляков. «Кризис дает инновационным компаниям возможность нарастить объем производства, занять рынки, которые освобождаются: из-за введенных санкций многие западные компании уходят из России. Это показал опыт предыдущего кризиса», — отмечает Сергей Поляков.

По его словам, в 2008–2009 годах при поддержке Фонда содействия инновациям на волне кризиса выстрелили многие компании.

Например, небольшое научно-производственное объединение НПО «Стример», получившее шесть лет назад грант в рамках антикризисной программы фонда в размере 8 млн руб., выросло за это время в крупного производителя устройств молниезащиты. Доходы компании увеличились с 60 млн до 500 млн руб. в год, «Стример» вышел на международные рынки.

«Мы видим, насколько эффективной может быть поддержка предприятий даже незначительной в масштабах компании суммой. Небольшая субсидия выступает катализатором развития, конечно, если правильно подобрана команда и грамотно выстроена стратегия работы проекта», — рассуждает Сергей Поляков.

В МСП Банке считают, что меры господдержки должны быть достаточно гибкими, чтобы своевременно подключать лучшие мировые практики и отказываться от неэффективных инструментов. Средства, предоставляемые предпринимателям на возвратной основе, более эффективны, чем безвозвратные субсидии, отмечают в МСП Банке. Важно, чтобы стоимость этих денег была максимально доступна. Кроме того, за рубежом есть интересные механизмы косвенного стимулирования предпринимательской активности. Например, поддержка инвестиций в НИОКР за счет вычета затрат на эти цели из налогооблагаемой базы с повышающим коэффициентами. «Эффективными могут стать механизмы поддержки инновационных компаний, применяемые в Норвегии. Там разработчикам новых продуктов для крупного бизнеса компенсируется до 60% затрат на НИОКР. За десять лет реализации этой программы только 12% из 1200 профинансированных проектов оказались неудачными», — рассказал председатель правления МСП Банка Сергей Крюков.

Сеять в подготовленную почву

Наиболее перспективная точка приложения усилий, считают опрошенные эксперты, это поддержка быстрорастущих предприятий — так называемых газелей. Такие компании захватывают лидерство на локальных рынках и формируют вокруг себя кластеры, в которых развиваются другие маленькие компании — поставщики, дистрибьюторы, сервисные компании. «Такая поддержка не только помощь конкретным компаниям, но и «удобрение» почвы для роста нового самостоятельного бизнеса», — отмечает Сергей Крюков.

Профессор НИУ Высшая школа экономики Александр Чепуренко считает бюджетные субсидии начинающим предпринимателям «пустой тратой бюджетных средств». «Рост надо стимулировать в тех группах, которые имеют внутренние предпосылки роста, — это инновационные стартапы и быстрорастущие средние компании», — говорит Чепуренко. Профессор НИУ ВШЭ тоже считает, что компаниям-«газелям» на государственном уровне уделяется незаслуженно мало внимания: «Только в прошлом году их стали упоминать в различных концептуальных документах Минэкономразвития РФ».

По оценке Александра Чепуренко, быстрорастущих средних компаний в России не больше трех сотен, но именно они ищут возможности для тиражирования бизнеса. Для них сейчас важно получать кредитные линии на длительные сроки. «Если растешь темпом 25–30% в год, то даже нынешние проценты по кредитам, в принципе, осилить можно», — отмечает Чепуренко. По его мнению, необходимо стимулировать регионы, чтобы те использовали свои недострои и пустующие промплощадки для имущественной поддержки таких компаний.

«Если малого бизнеса у нас недостаточно, крупного по сравнению с другими развитыми экономиками даже много, то со средним бизнесом у нас самый крупный провал», — заявил РБК+ президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. По его мнению, развивающимся малым и средним компаниям, которые уже показали эффективность бизнес-модели, необходимо компенсировать часть реально произведенных затрат. «В Казахстане, например, гринфилд-проектам возвращают до 30% капиталовложений после того, как производство запущено в эксплуатацию. По такому же пути шла Германия», — рассказал Калинин.

Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев считает, что в российских условиях ни один из действующих инструментов поддержки не будет эффективным. «Подавляющее большинство малых и средних предприятий господдержку в глаза не видели», — отмечает Буев. По официальной оценке, программы господдержки охватили до 5% МСП. Экспертные оценки говорят менее чем об 1%. «В условиях дефицита бюджета просубсидировать процентную ставку всем желающим тем более невозможно», — подчеркивает Владимир Буев. Решение финансовых проблем малого и среднего бизнеса, по его мнению, лежит в другой плоскости: «Государству нужно снижать административное регулирование сектора и сокращать контрольно-надзорный аппарат».

Поддержка нужна бизнесу любого размера, будь то совсем малое предприятие или среднее, считает заместитель председателя правления Промсвязьбанка, член правления «Опоры России» Константин Басманов. «Исключать из-под опеки государства нельзя никого. Другое дело, что есть принципиально разные формы поддержки. На старте бизнеса много неопределенностей, и поддерживать здесь нужно упрощением регуляторных процедур, снижением налоговой нагрузки, своевременными и профессиональными консультациями. Для развивающихся компаний, которые доказали свою состоятельность, более актуальна финансовая поддержка, и не на безвозмездной, а на возвратной основе», — рассказал он.

По мнению Константина Басманова, сейчас важно усиливать совместную работу банков и институтов развития бизнеса в отборе инвестиционных проектов. Это позволит сократить время, которые тратят участники инфраструктуры поддержки на оценку бизнесов, повысить благонадежность отбираемых проектов и их жизнеспособность. «Это вопрос времени и практики. Институты развития и банки уже подстраивают свои стандарты под совместную работу. Мы, например, работаем с Минпромторгом, Агентством кредитных гарантий, региональными гарантийными фонами, МСП Банком, и не ощущаем какого-либо противодействия или нежелания вести совместные проекты», — отмечает Басманов.