Инновации , Весь мир ,  
0 

Все по плану

Фото: Fotolia/Photoxpress
Фото: Fotolia/Photoxpress
Создание единой стратегии развития региона — одна из главных задач правительства Московской области. Сейчас в работе находятся более трехсот документов, которые позволят разрешить транспортную ситуацию в регионе, запланировать создание новых рабочих мест, отвести территории под строительство жилья и социальной инфраструктуры.

Будущее региона определяет закон «О генеральном плане развития Московской области». Это целая система, состоящая из стратегических документов: схемы территориального планирования Московской области — основных положений градостроительного развития, схемы территориального планирования транспортного обслуживания области, генеральных планов и правил землепользования и застройки территорий районов, округов и поселений, региональных нормативов градостроительного проектирования.

В мае 2014 года федеральное правительство внесло поправки в законодательство, позволяющие перераспределить полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. Московская область одна из первых в стране приняла решение о передаче полномочий. «Уникальность градостроительной специфики нашей области, отличающая ее от других субъектов РФ, заключается в том, что с момента передачи полномочий у правительства региона появилась возможность разрабатывать документы территориального планирования уровня субъекта в единой вертикали с документами уровня муниципальных образований», — говорит начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владислав Гордиенко.

Для разработки и реализации документов пространственного развития утверждена государственная программа Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2014–2018 годы, которая предусматривает подготовку 307 документов территориального планирования муниципальных образований. В 2016-м все муниципальные образования должны иметь утвержденные документы территориального планирования: генеральные планы поселений и округов, схемы территориального планирования муниципальных районов.

Новые генпланы отличаются от предыдущих версий. «Мы принципиально изменили подход, исходя из опыта: правительством Московской области было отклонено более 200 генпланов в силу их несоответствия ни нормативам градостроительного проектирования, ни балансу развития территорий в части инфраструктуры и мест приложения труда. Ранее был очень сильный перекос в сторону жилья. Достаточно сказать, что более 100 тыс. га земель сельхозназначения планировалось перевести под жилую застройку без создания необходимых поликлиник, школ, детских садов», — говорит Владислав Гордиенко. Сегодня у властей региона другой подход и цель: сбалансированное развитие территории муниципального образования.

Разработка генпланов Подмосковья ведется в три этапа. Пока завершен первый из них: анализ существующего положения, в ходе которого был выявлен и подсчитан дефицит в регионе детских садов, школ, поликлиник, транспортно-инженерных и спортивных объектов, озелененных территорий, жилищного фонда, кладбищ. Второй этап — финансово-экономическое обоснование стоимости мероприятий, устраняющих дефицит по всем видам инфраструктур. Решить стратегические задачи планируется за счет трех источников финансирования: федерального и областного бюджетов, а также средств инвесторов. Третий этап предполагает сбалансированное планирование развития территорий.

Баланс интересов

Одна из основных задач властей в рамках стратегии развития региона — создание новых рабочих мест. В области зафиксировано отрицательное сальдо трудовой миграции. Дефицит рабочих мест составляет около 31% — более 1,1 млн человек каждый день ездят на работу в Москву. Регулярная «маятниковая миграция» приводит к дополнительной нагрузке на транспортную сеть.

Все по плану

Изменить ситуацию подмосковные власти стараются за счет сбалансированной застройки — новое жилье должно обеспечивать определенное количество рабочих мест. Кроме того, сегодня при подготовке каждого генерального плана выявляются свободные незастроенные территории, находящиеся в муниципальной или областной собственности. Это позволяет понять, какими ресурсами обладает муниципальное образование для создания рабочих мест, и зарезервировать земли под эти цели. Впоследствии участки могут быть предоставлены инвесторам, заинтересованным в запуске новых производств в регионе. «Для инвестора, приходящего в область, земли, которые зарезервированы и закреплены в генеральном плане, — это гарантия для бизнеса», — утверждает Владислав Гордиенко.

Еще одним приоритетом для властей является жесткий контроль за сохранением земель сельскохозяйственного назначения: «В условиях санкций мы обязаны вовлекать такие земли в оборот. Причем у нас в регионе основная часть сельхозземель находится в частной собственности, но не все владельцы используют их по целевому назначению. Изменить категорию земли сегодня можно посредством генерального плана». Залог успешной реализации сбалансированного территориального планирования региона, подчеркивает Владислав Гордиенко, состоит в координации работы по подготовке генпланов с программой социально-экономического развития Подмосковья до 2035 года.

По словам Даромира Обуханича, первого заместителя генерального директора ГК «МИЦ», развитие свободных участков и отдельно взятых территорий происходит в комплексе, в контексте всего Подмосковья, и их застройка не рассматривается отдельно. «Разработка генплана — это функция исключительно властных органов, а вот к проектам разработки планировочных решений для конкретных территорий активно привлекаются частные компании», — говорит Владислав Луцков, заместитель генерального директора инвестиционно-риелторской компании Est-a-Tet. Более того, по его словам, частные компании могут выступать инициаторами разработки таких проектов. После того как они разработают проект, подготовленный потенциальным инвестором документ отправляется на согласование в соответствующие органы власти.

«Чтобы действовать в интересах региона, необходимо быть максимально открытыми. Для улучшения делового климата в регионе в областной Главархитектуре на постоянной основе проходят встречи с предпринимателями. Общаясь с малым и средним бизнесом, я понял, что такие консультации им просто необходимы. Есть проекты, которые не реализуются просто потому, что людям не хватает элементарных знаний», — говорит Владислав Гордиенко. По словам председателя солнечногорского отделения «Опоры России» Натальи Коваленко, совместно с Главархитектурой «налажено взаимодействие по улучшению инвестиционного климата в области». «Сейчас бизнесу стало значительно проще общаться с региональными властями. Все двери правительства области с легкой руки губернатора открыты», — говорит Коваленко.

Точки роста

Московская область сегодня — динамично развивающийся регион со сложной системой расселения. Транспортное обслуживание населения на современном уровне — задача, которая также стоит перед властями Подмосковья.

Преобразование инфраструктур транспортной системы области отражено в отраслевом документе «Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области». Одна из основных целей схемы — создание полноценных «точек роста» экономики региона с учетом развитием транспортной инфраструктуры.

Подмосковные власти планируют утвердить актуализированный документ в следующем году, после окончания процедуры его согласования с правительством РФ. Соседние субъекты, включая Москву, уже согласовали схему.

«Мы на перспективу 20 и более лет определяем развитие всей транспортной системы Подмосковья. Схема также учитывает зоны негативного шумового воздействия и зоны с особыми условиями использования территорий от объектов транспорта, где проживание нецелесообразно», — рассказывает Владислав Гордиенко.

Власти области планируют преобразовать радиальную сеть автомобильных дорог в современную трехуровневую сетевую структуру, основой которой выступит ЦКАД. В комплексе с кольцевыми дорогами в регионе создаются хордовые связи, которые соединят крупные города Московской области. Уже разработаны и утверждены проекты планировки линейных объектов, которые имеют стратегически важное значение для региона. В их числе 17-километровая хорда между Ярославским и Осташковским шоссе, 25-километровая трасса из Лыткарино в Железнодорожный, а также дорога из Подольска в Раменское протяженностью почти 60 км. Чтобы сохранить историко-культурные и охранные территории, хордовые соединения планируется провести минуя исторические поселения, с обеспечением подъездных путей к ним. Это, по замыслу властей, значительно снизит нагрузку на местную исторически сложившуюся улично-дорожную сеть и обеспечит перспективное развитие транспортных коммуникаций.

«Цель масштабной работы по оптимизации транспортной инфраструктуры Московской области — закрепление «красных» линий дорог, выход на рабочее проектирование, оптимизация затрат бюджета на изъятие земель под строительство дорог. Главное, мы не оставили возможности застроить коридоры объектами капитального строительства», — говорит Гордиенко. Подмосковные власти на данный момент разработали и утвердили 75 проектов по строительству и реконструкции более 300 км дорог, по 100 км из них уже открыто рабочее движение автотранспорта.

Большая ставка делается и на кольцевой рельсовый трамвай — аналог «легкого метро», строительство которого также заложено в «Схеме территориального планирования…». С его помощью планируется объединить транспортную систему Москвы и Московской области: линии будущего трамвая соединятся при помощи транспортно-пересадочных узлов с пригородным железнодорожным транспортом, наземным метро и автомобильными дорогами.

«Наша задача — принятие оптимальных решений по прохождению трассы, наименьшее изъятие земель и укладка этой линии по густонаселенной центральной части Московской области, чтобы дать жителям возможность комфортно перемещаться на общественном транспорте», — объясняет Гордиенко. Создание единой системы пассажирского рельсового транспорта, по задумке властей, позволит перераспределить потоки трудовой маятниковой миграции из городов Московской области и снизить загрузку автомобильных дорог на 25%.

Всего проект предполагает прокладку 245 км путей, из них 57 км — по территории Москвы. В целом линии будущего кольцевого трамвая планируется проложить в плотнонаселенных местах Подмосковья, где проживает более 4 млн человек. В настоящий момент идет работа над первой частью проекта — проектированием хордовой линии длиной 66 км по маршруту Подольск — Домодедово — Раменское с заходом в аэропорт Домодедово. «На южном направлении у нас основной точкой роста выступает город Домодедово: он уже сейчас стал донором рабочих мест. Рядом расположен аэропорт, который в настоящее время обеспечивает перевозку 30 млн пассажиров в год и планирует увеличить пропускную способность до 100 млн. Каждый миллион пассажиров дает дополнительную тысячу рабочих мест», — объясняет Гордиенко. По его словам, задача подмосковных властей — организовать доставку трудовых ресурсов в эту точку роста. «На роль источника трудовых ресурсов идеально подходит Подольск, где в последнее время наблюдается дефицит рабочих мест, в том числе из-за того, что в городе были построены два новых микрорайона на 65 тыс. человек. Наладить сообщениемежду двумя населенными пунктами планируется при помощи легкорельсового транспорта», — объясняет Гордиенко.

В числе других потенциальных точек роста подмосковные власти видят Серпуховской район как центр рекреационно-гостиничного направления, а также Сергиево-Посадский район, который предполагается превратить в полноценный туристический кластер.

Инструменты Утром — деньги, вечером — ремонт
Скачать Содержание
Закрыть