Санкции сделали МАКС более мирным
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+. Автор: Михаил Кукушкин
Несмотря на конфликт с Западом, Россия остается одним из крупнейших мировых рынков авиатехники.
ООО «КБ Общественных связей», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»
Партнеры выпуска
Фото: XINHUA /LANDOV/ТАСС

Международный авиакосмический салон открывается в этом году на фоне обострения отношений с западными государствами, ряд которых является ведущими авиастроительными державами, то есть давними и традиционными партнерами МАКС. Главными проигравшими окажутся рядовые любители авиации: из-за слабого присутствия иностранных воздушных судов МАКС-2015 будет не столь зрелищным, как предыдущие.

По сравнению с Международным авиационно-космическим салоном 2013 года, который стал самым масштабным за два с лишним десятилетия его истории, число участников в этом году заметно уменьшится. Организаторы объявили, что участие в МАКС-2015 подтвердили 740 компаний и организаций (в 2013 году их было 864). Еще заметнее сократилось число иностранных участников: в подмосковный Жуковский приедут 156 зарубежных компаний из 30 стран мира, а не 287 из 44 государств, как в прошлый раз.

«Определенные позиции правительств ряда стран не могли не сказаться на количестве иностранных участников, но влияние такой ситуации оказалось гораздо меньшим, чем мы ожидали, существенно меньшим, — прокомментировал эти цифры первый заместитель министра промышленности России Глеб Никитин. — На места ушедших национальных представительств из таких стран, как Украина и Израиль, пришли компании Турции, ЮАР, Китая».

Действительно, украинские и израильские компании — тесные партнеры российского авиапрома и давние участники МАКС — на этот раз отсутствуют. Но в списке участников салона фигурирует госпредприятие «Луганский авиационный ремонтный завод», находящееся под контролем одноименной самопровозглашенной народной респуб лики.

Некоторые страны снизили уровень участия: отказались от организации национальных экспозиций, и компании из этих государств участвуют в МАКС сами по себе. Так поступили Германия, Канада, Польша, Великобритания и Дания. В результате число национальных павильонов сократилось в этот раз до семи (против 12 в 2013 году). В этом формате представлены на МАКС-2015 Франция, Бельгия, Чехия, США, Швейцария, Иран и Белоруссия. Стоит заметить, что первые четыре из этих стран — ведущие мировые авиастроительные державы и одновременно активные сторонники антироссийских санкций. Глеб Никитин подчеркнул, что экспозиция Китая в этот раз увеличилась втрое.

«Сложная внешнеполитическая обстановка и западные санкции привели к тому, что многие иностранные компании снизили уровень своего участия в МАКС, — отмечает авиационный эксперт Максим Пядушкин. — Однако эти компании будут работать на МАКС в формате делегаций, поскольку Россия остается довольно важным рынком авиатехники для всех мировых производителей».

В Жуковском будут представлены лидеры западной авиакосмической индустрии: Airbus (ЕС), Boeing (США), Bombardier (Канада), Finmeccanica (Италия), а также компании с прочными позициями в отдельных секторах этого бизнеса — Beechcraft (США), Aero Vodochody (Чехия). Специфика момента проявляется в том, что все они выступают исключительно в гражданском секторе экспозиции и не показывают натурных образцов своей техники.

В воздухе — наши

События вокруг Украины и вытекающие из них санкции радикально изменили программу демонстрационных полетов МАКС, традиционно богатую в предыдущие годы. В разные годы здесь с большим успехом выступали пилотажные группы из Франции и Италии — Patrouille de France и Frecce Tricolori соответственно. Эксперт Максим Пядушкин отмечает, что «было бы странно ожидать участия западных пилотажных групп в летной программе МАКС-2015, поскольку такие группы в основном входят в состав военно-воздушных сил своих стран и решения о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией их прямо касаются».

Действительно, единственной иностранной пилотажной группой в небе Жуковского на этот раз будет частная команда из Латвии Baltic Bees (выступала и на МАКС-2103). Зато отечественные группы будут представлены как никогда разнообразно, на самолетах и даже вертолетах разных классов. В небе Жуковского ждут группы российских ВВС «Русские витязи», «Стрижи» и «Соколы России», группы «Беркуты», также входящую в состав ВВС и выступающую на ударных вертолетах Ми-28Н, «Русь» (ДОСААФ) и пилотажную группу частного аэроклуба «Первый полет». Помимо этих команд, которые уже появлялись на МАКС в предыдущие годы, на этот раз здесь выступит созданная в 2015 году группа российских ВВС «Крылья Тавриды» на самолетах Як-130.

Новинки

Франция в этом году представляет на МАКС самую обширную иностранную экспозицию и единственный от Запада настоящий летающий самолет. Зато это воздушное судно в высшей степени заслуживает того, чтобы на него посмотрели и специалисты, и непрофессиональные любители авиации. В Москву прибывает новейший пассажирский лайнер А350 XWD, сертифицированный в прошлом году и поступивший в коммерческую эксплуатацию первого заказчика только в январе этого года. Зрителям будет показан опытный образец (номер MSN001), который первым из машин этого типа поднялся в воздух в июне 2013 года.

Америку будут представлять два очень необычных летающих экспоната. Впрочем, они не являются частью официальной экспозиции США, и их трудно назвать новинками. Два восстановленных военно-транспортных самолета времен Второй мировой войны С-47 Dacota (DC-3) были приобретены в этом году в США для Центрального музея Вооруженных сил России. Своим ходом они совершили перелет АЛСИБ-2015 по маршруту, которым в рамках программы ленд-лиза подобные самолеты перегонялись из Америки в СССР. Проект осуществила частная компания «Русское авиационное общество». Перед тем как попасть в музей, исторические самолеты выступят в летной программе МАКС-2015.

Среди российских новинок авиасалона самой важной будет проектируемый коммерческий средне— и ближнемагистральный лайнер МС-21. Летать он, правда, пока не способен, поэтому его покажут на статической площадке. Посетители увидят первый собранный летный экземпляр, который планируется поднять в воздух следующим летом. Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что уже собран фюзеляж МС-21, часть авионики, все внутренние системы самолета. «Но пока двигателей нет», — уточнил он.

Разрабатываемый для этого самолета двигатель ПС-14 будет представлен отдельно и станет, пожалуй, вторым по значению российским экспонатом МАКС-2015. Правда, судьба этого мотора тоже в немалой степени зависит от того, как будет развиваться конфликт на Украине. В 2008 году, когда формировалась кооперация для выпуска ПС-14, в нее включили украинские предприятия, а важным партнером стала американская корпорация Pratt & Whitney. Старт серийного выпуска МС-21 запланирован на 2017 год. 

ВКонтакте
Google+
Следующая статья
Военное авиастроение: подъем с препятствиями Разработка и производство военной авиатехники в России достигли сейчас масштабов, беспрецедентных за все время после распада советского союза. то же самое можно сказать о финансировании отрасли: она давно не получала деньги так регулярно и в таких объемах, как в последнюю пару лет. в перспективах отрасли разбирался корреспондент РБК+. Рынок
ООО «КБ Общественных связей», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»
Партнеры выпуска
Специальные предложения
Специальные предложения