Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Ахиллесов мотор
Материалы выпуска
Санкции сделали МАКС более мирным Рынок Военное авиастроение: подъем с препятствиями Рынок Удвоение скорости Инновации Уже 50 Решения Неопределенный лизинг Инструменты Ахиллесов мотор Решения Дроны в контрасте Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Ахиллесов мотор
Несмотря на политический конфликт с Украиной и официальный курс на стимулирование импортозамещения, взятый российским руководством, наша промышленность в ближайшие годы не сможет преодолеть зависимость от поставок украинских двигателей, прежде всего вертолетных.
Фото: PhotoXPress

Сегодня Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в госкорпорацию «Ростех») не ставит цели добиться полной производственной самостоятельности в этой сфере. Напротив, она рассчитывает на продолжение сотрудничества с украинскими и другими иностранными партнерами. Ключевые программы ОДК по импортозамещению — освоение серийного производства вертолетных двигателей, а также двигателей и агрегатов для морских судов, говорит пресс-секретарь корпорации Анастасия Денисова.

Основа сотрудничества российских авиастроителей с украинскими при добрососедских отношениях (и ахиллесова пята российской вертолетной индустрии в нынешних обстоятельствах)  — двигатель ТВЗ-117, в том числе его новейшая модификация ВК-2500, выпускаемый запорожским объединением «Мотор Сич». Этот двигатель используется в самых распространенных моделях российских военных и гражданских вертолетов: Ми-8/17/171, Ми-24, Ка-32, а также машинах нового поколения Ми-28, Ми-35 и Ка-52.

350 двигателей ВК-2500, собранных только из российских комплектующих, планирует выпустить ОДК в 2017 году

В июне 2014 года президент и правительство Украины издали ряд указов и постановлений о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией. ОДК в том же году приняла программу расширения опытно-конструкторского производства ВК-2500 на входящем в состав корпорации ОАО «Климов». Программа предполагает постепенное наращивание объемов выпуска с первоначальных 50 в год до 350 двигателей к 2017-му, собранных полностью из российских комплектующих.

Однако корпорация «Вертолеты России» при ее нынешних объемах производства нуждается как минимум в 500 двигателях ежегодно. «Приоритетным по программе импортозамещения является государственный заказчик — Минобороны России, — объясняет Анастасия Денисова. — Для вертолетов гражданской авиации и иностранных эксплуатантов сейчас поставляются как украинские двигатели, так и российские, которые собираются с использованием зарубежных комплектующих. Постепенно будем наращивать объемы собственного производства при наличии соответствующего спроса со стороны заказчиков». Как планируют в ОДК, основные вопросы, связанные с освоением серийного производства для военной техники, будут решены к 2018 году.

В перспективе корпорация не планирует отказываться от использования импортных комплектующих и технологий в гражданском сегменте своего производства. «Двигатели для боевой, стратегической, военно-транспортной авиации мы разрабатываем и производим самостоятельно. Наша цель — создавать конкурентоспособные двигатели, полностью отвечающие требованиям заказчиков, прежде всего российских ВМФ и ВКС. А в сегменте двигателей для гражданской авиации международная кооперация необходима. Она позволяет снизить рыночные, финансовые, технологические риски реализации крупномасштабных проектов», — говорит Анастасия Денисова.

В частности, проектируемый двигатель ПД-14 для перспективного ближне— и среднемагистрального самолета МС-21, по некоторым деталям и материалам мы сотрудничаем и с иностранными компаниями», — сообщили в корпорации.

Тем не менее ПД-14 станет большим шагом в сторону опоры на собственные силы по сравнению с двигателем SaM146 для самолета SSJ 100 — предыдущего прорывного проекта нашего авиапрома. SaM146 базируется на технологиях французской фирмы Snecma и выпускается совместным предприятием этой компании с НПО «Сатурн», входящим в ОДК. Несмотря на санкции, наложенные Францией и Россией друг на друга в других сферах, этот проект тоже который призван стать ведущим проектом российского гражданского авиапрома на ближайшее десятилетие, не будет полностью отечественным. «Двигатель разрабатывается пермским «Авиадвигателем» и будет производиться в широкой кооперации предприятий ОДК. Однако движется согласно контрактным договоренностям. «Пересмотр отношений с нашими партнерами по программе SaM146 не рассматривается. Сотрудничество продолжается, оснований для каких— либо изменений в этом взаимодействии нет», — подчеркнули в ОДК.