Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
На доверии
Материалы выпуска
На доверии Рынок «Дорожная карта» бизнеса Рынок Деньги на бизнеc Инструменты «Ответственность — ключевое слово в нашем бизнесе» Инновации Время стойких Экспертиза Нетипичный случай Экспертиза
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
На доверии
Новые экономические реалии могут качественно изменить российский рынок франчайзинга.

Основные реалии потребительского рынка сегодня заключаются в резком падении покупательской активности и снижении чека, причем во всех сегментах. Все компании, работающие на рынке, вынуждены заниматься оптимизацией операционной деятельности. Рынок франчайзинга — в общем тренде. Резкое сокращение точек непродовольственного ретейла, закрытие точек общепита среднего ценового диапазона, рентабельность, в некоторых сегментах стремящаяся к нулю, — характерные признаки момента. Тем не менее, по подсчетам Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), общая динамика роста франчайзинга с начала года составила 15%.

На место закрывшихся точек приходят более живучие фастфуды и FMCG-ретейл. В РАФ отмечают, что на рынке франчайзинга наблюдаются серьезное увеличение спроса на недорогие концепции, прежде всего в общепите, обоснованный спрос на франшизы продуктового ретейла и рост таких сетей, как «Пятерочка» или «Дикси». Но самый интересный позитивный тренд — появление соответствующей модели в нетрадиционных для российского франчайзинга областях, таких как услуги, производство и услуги производственного характера.

Принимали рынок

В 2014 году оборот российского рынка франшиз оценивался, по разным данным, в сумму около $5 млрд, а его вклад в ВВП колебался от 1 до 3,5%. В начале 2014-го портал franshiza.ru сообщал о 1300 франчайзинговых концепциях и 74,6 тыс. франчайзинговых точках, работающих на рынке. Эксперты компании EMTG (BuybrandEXPO, информационный портал buybrandINFO) говорят о 700–1000 франчайзерах, работающих сегодня. Эксперты РАФ оценивают рынок примерно в 40 тыс. точек продаж по всем странам СНГ, а также в 1,5 тыс. действующих (если у компании есть хотя бы одна франшиза) и 2,5 тыс. заявленных франшиз (из которых около тысячи существуют лишь на бумаге). Росстат никакой статистики не ведет, а российский рынок постоянно меняется.

Некоторые участники рынка призывают смотреть не на цифры, а на качество брендов. «У нас в базе 2,5 тыс. франчайзеров, включая иностранных, — говорит Екатерина Сойак, гендиректор EMTG. — Но если говорить о концепциях, которые присутствуют на рынке больше пяти-семи лет, то это 300 компаний максимум. Это те, кто стоит на ногах, развивается и выстраивает долгосрочную стратегию и, в конце концов, работает». По мнению Екатерины Сойак, на рынке много компаний, у которых нет долгосрочной стратегии и понимания того, что франчайзинговая схема — это обоюдный процесс работы и принятия ответственности на себя. Имеется также целый пласт компаний, где ничего нет, кроме обещаний окупаемости за три месяца. И в этом смысле кризис может оказаться весьма отрезвляющим средством. Впрочем, оптимистичные прогнозы поддерживают не все — например, исполнительный директор РАФ Юрий Михайличенко отмечает активное появление «сырых» франшиз и сегодня. А поскольку никакого абсолютно четкого механизма регулирования, кроме собственно рыночного, в этой области нет, остается надеяться на то, что потенциальные франчайзи сегодня стали более разборчивыми и грамотными.

От кризиса к кризису

Сравнивая 2008 и 2015 годы, эксперты видят только одно совпадение — скорость снижения экономических показателей. «Кризис 2008 года сравнительно быстро был преодолен, — вспоминает Юрий Михайличенко. — Компании, прежде всего сетевые, имеющие запас прочности, оптимизировали свои внутренние процессы и на выходе из кризиса быстро заняли освободившиеся ниши. Это было время возможностей. Мы не теряли связей с мировыми процессами. Как только начался подъем в мире, быстро поднялась и наша экономика. Удачно совпала и динамика роста цен на нефть. Франчайзинг не просто выстоял — он выиграл многократно». Согласно данным РАФ, рынок франчайзинга с 2008 по 2014 год вырос в 2,5 раза. По подсчетам экспертов EMTG, по сравнению с 2009м рынок изменился и структурно. Если до 2008 года около 65% на нем занимал ретейл, а услуги и общепит делили поровну по 15%, к 2015-му всей рознице принадлежало около 45%, общепит вырос до 25%, остальное разделили между собой сфера услуг и иные секторы. Какой тренд будет сегодня, никто прогнозировать не берется. «Сейчас кризис, на мой взгляд, более продолжительный, глубокий и самостоятельно нами усугубленный. Поэтому и стратегия у франчайзинговых компаний другая. Нужно выжить, трансформироваться и занять рынок уже в другом качестве», — считает Юрий Михайличенко. Так или иначе, но осторожный оптимизм возможен хотя бы потому, что сейчас появляются шансы занять освобождающиеся ниши. А также активнее осваивать новые.

Точки роста

В кризис становятся популярными форматы низкого ценового диапазона, который эксперты определяют границами от 500 тыс. до 4 млн руб. Тут отмечаются серьезные перспективы роста у концепций вроде мини-кофеен и прочих розничных корнеров, причем не только продовольственных. Но главный тренд сезона-2015 другой: на рынке стали значительно чаще появляться франшизы, не связанные с традиционными видами деятельности по франчайзингу. Популярность набирают проекты, занимающиеся переработкой вторсырья (металл, бумага, ТБО), детские развивающие центры и дошкольные учреждения, медицинские офисы, сервисы и магазины для животных, компании, предлагающие грузоперевозки, и даже центры малой авиации. Эксперты РАФ прогнозируют рост сегмента услуг в геометрической прогрессии вплоть до достижения общемировых показателей (около 25% мирового рынка франчайзинга). По их мнению, рост будет обеспечиваться также за счет появления разнообразных видов сервиса — от персонального до b2b — за счет почти не освоенного франчайзингом сектора риелторских и туристических услуг. Кроме того, в РАФ предполагают активное развитие франчайзинга в области услуг производственного характера, таких как ремонт жилья, ЖКХ, ремонт аппаратуры, производство и фасовка стройматериалов. Начинают появляться также производственные и даже сельскохозяйственные франшизы, но их вряд ли будет много. Для таких отраслей важен не столько бренд, сколько технология и оборудование, поэтому во всем мире отрасли производства и переработки развиваются по классической лицензии, а не по франчайзингу.

Эксперты прогнозируют прирост франчайзи за счет собственников помещений, для которых цена открытия существенно ниже, чем для арендаторов. Но и классические, чаще некрупные инвесторы, вкладывающие собственные средства в целях их сохранения, сейчас исчисляются десятками тысяч. По мнению исполнительного директора РАФ, для рынка франчайзинга этого мало. «Мы считаем, что в России должно быть не менее 400 тыс. точек продаж франчайзинговых сетей до 2025 года. Это в десять раз больше, чем сегодня. Допустим, до 100 тыс. рост будет происходить за счет существующих предпринимателей — инвесторов. Потом рост может резко остановиться», — пророчит Юрий Михайличенко. И призывает всех, включая госорганы, несмотря ни на что, заниматься формированием нового класса предпринимателей, часть из которых станет франчайзи. Пока же увеличение количества предпринимателей и оборотов можно прогнозировать за счет регионов — именно там весь год отмечается бурная активность и тех, кто покупает, и тех, кто продает франшизы. Российские регионы начинают осваивать даже те бренды, которые раньше открывали новые точки самостоятельно. «Президент ОАО «Росинтер ресторантс холдинг» Сергей Зайцев сообщил недавно, что холдинг готовится к выводу британской сети Costa Coffee в Сибирь, — рассказывает Екатерина Сойак. — Перед необъятными возможностями Сибири не устоял даже McDonald's — буквально на днях корпорация заключила первый в России крупный договор франчайзинга со структурами кемеровского ОАО «Инрусинвест». Рестораны McDonald's будут открываться по франшизе в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и Алтайском крае, а объем инвестиций в проект составит 3 млрд руб.».

Фото: Rex Features/Fotodom

Выходят франчайзеры и за пределы страны. Так, прием заявок на покупку франшизы открыла в Казахстане компания «Кофе СЭТ» — владелец мастер-франшизы австрийской Coffeeshop Company на территории России и СНГ. Питерская сеть дискаунт-баров Killfish недавно представи ла свою концепцию на выставке франшиз в Польше, российская сеть пироговых «Штолле» вышла на британский рынок, открыв свое первое франчайзинговое заведение в Лондоне. Кафе сети «Тревеллерс кофе», основанной в Новосибирске американцем Кристофером Тара Брауном в 2000 году, уже работают в Китае (а также в Азербайджане, Казахстане и на Украине). И даже если речь пока не идет о глобальной экспансии, то тенденция налицо.


5 новых проектов, планирующих выход на российский рынок общепита по франшизе*        

Chiсking (ОАЭ). Международный халяльный фастфуд, специализирующийся на блюдах из курицы. Инвестиции в одну точку $150–200 тыс., паушальный взнос — $20 тыс.

Star Kebab (Молдавия). Сеть ресторанов быстрого питания с кебабами. Инвестиции в одну точку: €5 тыс.

Coffeeshake (Россия, Москва). Мини-кофейни островного типа с качественным кофе и милк-шейками. Инвестиции в одну точку: $22 тыс.

«ВафлиЙогурт» (Россия, Санкт-Петербург). Сеть городских кафе с вафлями и йогуртами с различными наполнителями. Инвестиции в одну точку: 1 млн руб., паушальный взнос — 250–400 тыс. руб.

Popbar (США). Прилавки и кафе полного цикла, торгующие мороженым и сорбетами из натуральных фруктов на палочках («попсиклами») и замороженными йогуртами. Инвестиции в одну точку: $20 тыс.

Источник: Buybrand