Материалы выпуска
Русификация грузов Рынок Эффект ожидания Экспертиза На все четыре уровня Решения Скидка с гарантией Инструменты Виды с «Урала» Решения Склад забытых грузовиков Рынок Фургон из комиссионки Решения Вектор газа Решения По асфальту «каблучки» Экспертиза В легком весе Экспертиза
Инструменты
Материалы выпуска
Скидка с гарантией
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Иван Ананьев
Минпромторг пересмотрит условия программы льготного лизинга.

Программа льготного лизинга оказалась очень востребованной на рынке коммерческой техники: с ее помощью в этом году должно быть реализовано, согласно планам, 16 тыс. единиц транспорта, но уже сейчас продано около 15 тыс. машин. Тем не менее в ближайшее время Минпромторг намерен смягчить условия программы, сделав ее еще привлекательнее. В частности, финансирование будет увеличено до 3,5 млрд руб. вместо запланированных 2,5 млрд, а ограничения суммы субсидии на одну компанию будут сняты. Таким образом, упразднится лимит скидок для одного лизингополучателя в размере 10 млн руб., а общая стоимость приобретаемого в лизинг транспорта для одной организации может превысить 100 млн.

Программа льготного автолизинга, которая распространилась на новые легковые автомобили, легкий коммерческий транспорт и грузовики, выпущенные в России, заработала с 15 мая. В ее рамках лизинговые компании предоставляют клиентам 10-процентную скидку на стадии внесения авансового платежа, то есть государство фактически компенсирует потребителю часть стоимости нового автомобиля, позволяя существенно снизить начальный платеж. Например, если размер первоначального взноса по договору составляет 30% от стоимости автомобиля, то клиент вносит только 20%. Генеральный директор лизинговой компании «Трансфин-М» Дмитрий Зотов рассказал, что увеличения объема целевых средств рынок ждет давно: «Госпрограмма поддержки лизинга является очень популярным инструментом и дает возможность компаниям сократить свои расходы. Но для значительного роста продаж отечественного автотранспорта объем целевых средств должен быть больше». Однако не все игроки рынка смотрят на нововведение столь оптимистично. Источник РБК+ в одной из крупнейших лизинговых компаний опасается банального перераспределения государственных средств: «Снятие ограничений по субсидии на одну компанию приведет к тому, что все добавочное финансирование отдадут какой-нибудь карманной госкомпании, а остальным выдадут минимальные квоты».

Пока же результаты работы госпрограммы удовлетворяют и государство, и лизинговые компании, и конечных клиентов. По оценкам лизинговой компании Carcade, запуск программы дал рынку от 5 до 15% прироста лизинговых продаж. При этом процесс получения скидки упрощен до предела, отметил генеральный директор Carcade Алексей Смирнов: «Лизингополучателям не нужно обращаться за субсидией в госорганы — скидка, которую обеспечивают лизинговые компании, предоставляется клиенту на этапе заключения сделки, а затем ее размер компенсируется лизингодателям из бюджетных средств». С тем, что госпрограмма расшевелила рынок, согласна и директор управления организации продаж АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова: «Цифры падения рынка автолизинга сейчас не столь существенны, как это было в апреле, до запуска госпрограммы. Не исключено, что по итогам третьего квартала снижение не превысит 15% и по объемам продаж мы приблизимся к цифрам прошлого года». Если в сегменте легковых автомобилей доля машин, приобретаемых в лизинг, едва превышает 4–5%, то на рынке коммерческого и грузового транспорта она составляет не менее 40%. Лизинговые компании, как оптовые покупатели автомобилей, получают у производителей существенные скидки на технику, которые впоследствии могут транслировать и в договоры с клиентами, позволяя им приобретать автомобили фактически в рассрочку без увеличения суммы платежей. Но о том, какие именно условия им предлагают производители, лизингодатели говорить отказываются, ссылаясь на конфиденциальность информации. Представитель автофинансовой компании «Европлан» отметил, что все зависит от отношений с производителем и объемов реализации: «Вполне вероятно, что какой-то автомобиль выгоднее приобрести у нас, а аналогичную модель другой марки — у конкурирующей компании».

Дмитрий Зотов из «Трансфин-М» пояснил, что размер скидок может доходить до 15%, но и эта цифра является оценочной: «По грузовому транспорту все очень индивидуально, так как на этом рынке централизованной политики скидок и контроля за ценами нет». Коммерческий директор ООО «Скания Лизинг» Кирилл Чкалов подтвердил, что размер скидки лизинговая компания определяет в каждом конкретном случае: «В этом сегменте традиционно распространены комбинации различных программ, которые позволяют уменьшить первоначальный платеж и ежемесячные платежи, скорректировать сроки договора, изменить пакет необходимых для сделки документов». Такое пакетное предложение может содержать сугубо индивидуальные условия вплоть до бесплатного обслуживания. Например, «Европлан» предлагает приобрести грузовик Isuzu NQR90 российского производства со скидкой производителя, госсубсидией и двумя ТО в подарок.

Только за первые два месяца работы госпрограммы компания «Европлан» профинансировала приобретение почти 2 тыс. автомобилей с общей суммой скидки 256 млн руб. Вице-президент компании Александр Михайлов заявил, что госпрограмма позволила покупателям воспользоваться существенной скидкой и уменьшить объем начальных вложений: «Госпрограмма позволяет конечным клиентам приобрести автомобиль в финансовый лизинг дешевле, чем он стоил бы в автосалоне или дилерском центре. Впервые стало возможным купить автомобиль с привлечением заемных средств дешевле, чем на свои собственные». Впрочем, те, кто торгует импортной техникой, не считают, что госпрограмма существенно повлияла на рынок коммерческой техники. Кирилл Чкалов сетует на ограниченность программы: «Данная программа является узконаправленным инструментом финансирования техники российского производства с ограниченным перечнем производителей, поэтому говорить о ее значимости для всего сегмента не совсем объективно». Эксперт полагает, что отрасли в первую очередь требуется создание условий для развития крупных инфраструктурных проектов и стабильность в экономике в целом. Тем не менее доля продаж техники Scania в лизинг по собственным программам финансирования уже превышает 50% даже без использования госпрограмм.

Собственные программы производителей действительно могут быть выгодными и без господдержки, а от обычных лизинговых предложений они отличаются целым пакетом преимуществ, считает руководитель программы JCB Finance в России и СНГ Оксана Евтушевская: «Во-первых, даже стандартные условия для клиента изначально лучше рыночных. Во-вторых, есть возможность выбора. Можно получить субсидированные предложения или другие финансовые продукты. Например, у JCB Finance сейчас действует два собственных предложения для клиентов: субсидированное и базовое несубсидированное. По субсидированному предложению флагманский экскаватор-погрузчик JCB 3CX доступен в лизинг со ставкой удорожания 2,9% и авансом от 49%. Базовое предложение предусматривает аванс в размере 15%». Использование госпрограммы позволяет еще значительнее сократить расходы, не отменяя других преимуществ лизинга и фирменных программ, пояснил представитель Carcade Алексей Смирнов: «Низкий аванс и небольшие ежемесячные платежи, отсутствие необходимости в обеспечении, экономия на налоге на прибыль, поскольку автомобиль не стоит на балансе организации, — все эти преимущества лизинга существуют вне зависимости от использования госпрограммы. Скидка от государства просто суммируется с предложениями лизинговых компаний или производителей».

С решением о покупке техники по программе льготного лизинга вице-президент компании «Европлан» Александр Михайлов советует поторопиться: «Компаниям, которые хотят обновить автопарк, нужно успеть воспользоваться госпрограммой до окончания срока ее действия. Поэтому до конца года мы ожидаем дальнейшего увеличения спроса в автолизинге».