Материалы выпуска
Русификация грузов Рынок Эффект ожидания Экспертиза На все четыре уровня Решения Скидка с гарантией Инструменты Виды с «Урала» Решения Склад забытых грузовиков Рынок Фургон из комиссионки Решения Вектор газа Решения По асфальту «каблучки» Экспертиза В легком весе Экспертиза
Решения
Материалы выпуска
Вектор газа
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Роман Фарботко
Фото: Максим Богодвид/РИА Новости
К 2020 году каждый второй автобус в России должен ездить на газе.

В середине июля правительство РФ распределило субсидии, которые будут предоставлены в 2015 году на закупку автобусов и прочей техники для жилищно-коммунального хозяйства. Речь идет исключительно о газомоторных транспортных средствах — на популяризацию техники с двигателями, работающими на метане, государство выделило 3 млрд руб. По мнению экспертов отрасли, популяризировать этот вид топлива в ближайшие годы будет сложно из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, несмотря на очевидные преимущество метана перед бензином, дизельным топливом и пропаном.

Выделенные правительством средства будут распределены между 23 субъектами. Больше всего денег на закупку газомоторной техники получат Республика Татарстан (554,2 млн руб.), Крым (365,2 млн руб.), Самарская (301,9 млн руб.) и Воронежская области (245,6 млн руб.). Эти средства будут направлены преимущественно на приобретение автобусов — остальные LCV и сегмент тяжелых грузовиков, которые в последнее время все чаще обретают газовые версии, государственной поддержки почти не получат. Согласно распоряжению правительства РФ, к 2020 году в крупных городах России не менее 50% городского транспорта должно ездить именно на природном газе.

В настоящее время в мире существует два направления по использованию газа в качестве моторного топлива: пропан-бутановая смесь (используется в основном в частных легковых машинах) и сжатый газ (метан).Российское правительство решило популяризировать транспорт на метане из-за его безопасности. Этот газ легче воздуха, поэтому в случае утечки образует с ним смесь и быстро испаряется. К тому же метан не имеет запаха и в несколько раз менее токсичен, чем пропан.

Первым российским производителем, начавшим серийно выпускать коммерческую технику на метане, стал Горьковский автозавод. В 2010 году в Нижнем Новгороде запустили в серийное производство «Газель Бизнес» на сжиженном газе (LPG), а в 2013-м на конвейер отправили модификацию, работающую на сжатом газе (CNG). На текущий момент компания разрабатывает газовую «Газель Next» — ее премьера намечена на 2016 год.

Газовый транспорт имеет высокую окупаемость за счет низкой цены топлива и уменьшения эксплуатационных издержек, пояснил исполнительный вице-президент компании «Русские машины» по развитию CNG Сергей Арзуманов: «Снижение расходов на эксплуатацию — особенно актуальный фактор при переходе на перспективные экологические стандарты, который влечет за собой удорожание стоимости техники и топлива. Также очень важен экологический эффект: газовый транспорт в отличие от дизельного не дает выбросов канцерогенных веществ и кардинально уменьшает выбросы парниковых газов в атмосферу».

Среди прочих преимуществ двигателя, работающего на природном газе, — менее токсичные выбросы. При выполнении требуемых экологических норм в них практически нет сажи, а основной компонент выбросов углеводородов — метан — не токсичен, рассказал директор центра «Энергоустановки» ФГУП НАМИ Алексей Теренченко: «К сожалению, отечественный потребитель в отличие от европейского к экологии относится пренебрежительно и не считает данное существенное преимущество газа весомым. Складывается впечатление, что в нашей стране за экологию борется только государство, вводя экологические нормы Евро-5 и стимулируя использование природного газа».

По его словам, в НАМИ ведутся работы по созданию и совершенствованию транспортных средств и силовых установок, работающих на природном газе. В частности, в прошлом году инженеры разработали методологию, которая позволяет конвертировать дизельный мотор в газовый. Разница в цене, если речь пойдет о серийном выпуске, не превысит 100 тыс. руб. Испытания показали, что технические показатели газового агрегата сопоставимы с характеристиками базового дизельного двигателя ЯМЗ-536. НАМИ уже провел предварительные испытания автобусов Лиаз-5292 и Лиаз-5256, а также грузовых автомобилей Урал-4320. Совсем скоро инженеры выведут на дороги Москвы свой первый автобус на метане — Лиаз-5292.

Экологический вопрос — один из главных факторов, ставших причиной быстрого развития газомоторных транспортных средств в Азии. Например, в Пекине к концу 2014 года общее количество автобусов и такси, работающих на метане, благодаря государственным субсидиям превысило 10 тыс. единиц. На текущий момент альтернативным топливом в столице Китая заправляется каждый десятый городской автобус, но власти намерены в ближайшие годы удвоить данный показатель. Это станет возможно благодаря глобальному развитию инфраструктуры: в Пекине уже работает более ста заправочных станций, продающих метан, а до 2017 года будет построено еще не менее 70 таких АЗС.

В России с инфраструктурой, которая позволила бы быстро развить сегмент газомоторных LCV и грузовиков, пока серьезные проблемы. По мнению Сергея Арзуманова, это и сдерживает популяризацию такого типа транспорта: «Открытию заправок, торгующих метаном, препятствуют административные барьеры, которые возникают из-за устаревших норм. Чтобы создать необходимые условия для функционирования газового транспорта, нужна плотность заправок с шагом около 50–100 км в каждом регионе».

По данным Минпромторга, в настоящее время в России функционирует порядка 250 АЗС, где можно заправиться сжатым газом. При этом в прошлом году было построено всего 13 таких заправок, а в 2015-м планируется открыть сразу 64 пункта. На совещании по развитию рынка газомоторного топлива в России, которое в июле прошло в Татарстане, министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил о нехватке в стране заправок, реализующих сжатый газ. Чтобы выполнить задачу правительства по внедрению транспорта на метане, необходимо, по его словам, открывать не менее 200 таких заправок ежегодно.

О плохой инфраструктуре, которая пока мешает развивать частный и коммерческий транспорт, работающий на газе, ранее заявлял и президент АвтоВАЗа Бу Андерссон. По его словам, российский бренд, в частности, поставить на конвейер партию такси Largus на природном газе, но сначала необходимо решить ряд глобальных вопросов, связанных с инфраструктурой. «Мы можем оснащать этим оборудованием все модели Lada, и у нас есть для этого все технологии. Однако необходимо заранее решить ряд задач, связанных с развитием инфраструктуры заправочных комплексов и снижением стоимости газобаллонного оборудования. Мы также рассчитываем, что более экологичные Lada войдут в перечень субсидируемых при покупке автомобилей», — рассказал Бу Андерссон во время подписания меморандума о развитии технологий и инфраструктуры по использованию газомоторного топлива в Самарской области.

На АвтоВАЗе уже подсчитали, что с учетом цены газа (10–14 руб. в зависимости от региона), 20-процентная прибавка к стоимости автомобиля по сравнению с бензиновыми версиями окупится уже при пробеге 45 000 километров. Но одной лишь перспективы покупателям более дорогих моделей с газовым оборудованием недостаточно, уверен Сергей Арзуманов. По его словам, эффективной мерой стимулирования рынка могло бы стать обнуление ставки транспортного налога для потребителей, эксплуатирующих газомоторный транспорт. Сегодня сумма транспортного налога не зависит от топлива, который используется в автомобиле. «Для повышения эффективности обслуживания газовой техники также необходимо совершенствование системы переаттестации баллонов во всех регионах, где эксплуатируется газовый транспорт», — резюмировал эксперт.