Материалы выпуска
«Одна из главных проблем кожевенной отрасли — доступ к дешевым кредитам» Рынок Своя кожа ближе Рынок На вырост Экспертиза Без хрома, но в автомобиле Инновации
Рынок
Материалы выпуска
Материалы выпуска
«Одна из главных проблем кожевенной отрасли — доступ к дешевым кредитам»
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Виктория Иванова
Фото: Антон Беркасов для РБК
В чем сложности кожевенного рынка, в каких направлениях у российских компаний сильные позиции или имеется потенциал роста, в интервью корреспонденту РБК+ рассказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

— В чем, на ваш взгляд, состоят сегодня главные проблемы отечественных кожевников?

— Сложности в отрасли присутствуют. Главная из них — устойчивость поставок сырья. Сегодня в России не заготавливается достаточного количества шкур, чтобы загрузить имеющиеся у нас промышленные мощности. А импорт кожевенного сырья значительно затруднен: многие традиционные поставщики шкур на мировой рынок ввели различные ограничения и запреты на внешние поставки. Оставшееся на рынке сырье довольно дорогое, особенно с учетом падения курса рубля. А его ввоз осложнен различными ограничениями. Именно поэтому в России сейчас действует запрет на вывоз кожевенных полуфабрикатов. Еще одна проблема — доступ отрасли к финансированию. Банки внесли кожевенное производство в список вложений повышенного риска и неохотно выделяют кредиты, снижают кредитные портфели и коэффициент ликвидности залогов по кредитам. Чтобы частично решить эту проблему, применяются меры как прямой, так и косвенной поддержки. Так, мы организуем встречи ведущих производителей легкой промышленности, в том числе и кожевенной отрасли, с крупнейшими банками с госучастием: Сбербанком, ВТБ, Россельхозбанком и др. В ряде случаев это привело к пересмотру решений банков по инвестпроектам предприятий. К сожалению, ни один банк в России не специализируется на легпроме. Сейчас прорабатывается вопрос о наделении одного из крупных банков профильными функциями в области финансирования легкой промышленности, но говорить о конкретных решениях еще рано.

— А какие меры поддержки предприятий отрасли уже работают?

— Кожевенные предприятия пользуются общими мерами господдержки, которые сейчас оказываются национальной промышленности. Одна из них — предоставление предприятиям субсидий по кредитам на закупку сырья и материалов. Такая поддержка наиболее важна для легкой промыш​ленности — доля кредитных средств, используемых на закупку сырья и материалов, в общем объеме кредитов колеблется от 50 до 85%. Кроме того, производство имеет резко выраженный сезонный характер. В период низкого сезона складские запасы позволяют предприятиям выравнивать производственный поток, сохранять стабильный уровень численности рабочих и оплаты труда персонала. При фактическом отсутствии доступа к дешевым деньгам субсидии по кредитам на сырье позволяют предприятиям чувствовать себя более уверенно и, в частности, реализовывать продукцию по конкурентоспособной цене.

Кроме этого в рамках антикризисных мер Минпромторгом сформирован перечень предприятий, оказывающих существенное влияние на развитие промышленности, в который также вошли и предприятия кожевенной отрасли. Таким предприятиям предоставляются субсидии на выплату процентов по кредитам на оборотные средства на сумму до 70% от ставки рефинансирования ЦБ. Это позволяет снизить стоимость финансовых ресурсов, урегулировать вопросы текущей деятельности и сосредоточиться на реализации инвестиционных проектов. Это самая востребованная мера поддержки. Данную субсидию получили уже 24 предприятия легпрома. Восемь из них представляют кожевенную и обувную промышленность, общая сумма субсидий, предоставленных им, — 130 млн руб.

В целях активизации инвестиционной деятельности все импортное оборудование для легкой промышленности освобождено от ввозных пошлин и НДС, осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым на реализацию проектов по техническому перевооружению и инвестиционных проектов.

В марте этого года приказом министра утвержден план по импортозамещению в легкой промышленности. План распространяется на сектор поставок по гособоронзаказу, сектор поставок для государственных и муниципальных нужд и сектор товаров повседневного спроса. Предприятиям будет оказана поддержка в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставления льготных займов из фонда развития промышленности, заключения специнвестконтрактов, предоставления госгарантий. Пожалуй, самый действенный инструмент, который мы в ближайшее время сможем использовать для реализации инвестиционных проектов, это Фонд развития промышленности.

По нашей инициативе разработана и принята специальная программа финансирования проектов: увеличена предельная сумма займа с 300 млн до 500 млн руб. Целевой объем продаж должен составлять не менее 50% от суммы займа.

— Влияет ли на кожевенную отрасль поддержка животноводства?

— Пока мы наблюдаем, что поголовье крупного рогатого скота в России снижается. Снижение общего поголовья за 2013 год составило 2,3%, за 2014-й еще больше — 3,2%. Животноводство — особая отрасль. Эффект направляемых туда вложений обычно сказывается через много лет. Так что и кожевенной отрасли в этом смысле необходимо ждать.

При этом чем активнее оказывается поддержка животноводства по увеличению поголовья КРС, осуществляется финансирование вакцинации скота против гиподерматоза, тем больше хорошей и качественной кожи смогут получить наши кожевники.

— Есть ли положительная динамика в участии российских кожевников в госзаказе?

— Да. В августе 2014 года было принято постановление правительства №791. Оно предусматривает запрет на закупки федеральными органами товаров легкой промышленности, произведенных за пределами стран Таможенного союза. Эта мера принципиально изменила ситуацию. Если судить по статистике легкой промышленности в целом, то после выхода постановления доля отечественной продукции в государственном заказе на изделия увеличилась почти до 85%. Раньше этот показатель не превышал и 40%.

— Импортозамещение дошло до кожевенной промышленности?

— В производстве кож используется несколько десятков видов химических препаратов. К сожалению, большую их часть сейчас приходится закупать по импорту. В настоящее время Минпромторгом поставлена задача по импортозамещению химических материалов для производства кож. Первые шаги уже делаются. Например, главный химический продукт, без которого сырье не станет кожей, — хромовый дубитель. Минпромторгом запланированы меры поддержки двух предприятий по его производству в Оренбургской и Свердловской областях.

Несколько сложнее ситуация с так называемой малотоннажной химией, то есть с препаратами, используемыми регулярно, но в ограниченных объемах. Запуск производства на территории России подобных веществ не всегда может быть оправдан с коммерческой точки зрения, но какие-то возможности изыскиваются и здесь. В Белгородской области имеется предприятие «Шебекинская кожевенная химия», выпускающее малотоннажную химию для кожевников. Минпромторг сейчас рассматривает программу расширения этого производства, однако финансовые вопросы еще не решены.

Сама кожевенная промышленность планирует и уже начала реализовывать проекты по развитию производства современных востребованных кож — например, для автомобильной промышленности, авиации и судостроения. Это позволит повысить степень локализации в смежных отраслях и обеспечить импортозамещение в сфере потребления кожевенных изделий.

Например, компания «Русская кожа», крупнейший кожевенный производитель России, в 2014 году выиграла конкурс и получила субсидии на организацию серийного производства кожи для отделки автомобильных салонов. До сих пор автомобильная кожа в России не производилась; думаю, у этого проекта большие перспективы. Надеемся, что в 2016 году у нас появится полноценное производство автомобильных кож.

— А полноценная и красивая обувь у нас когда появится?

— Думаю, ваши представления о российской обувной промышленности отчасти основаны на стереотипах. Возьмите, например, компанию «Фарадей», выпускающую обувь для активного отдыха и экстремальных условий, — по качеству она не уступает многим известным брендам. Некоторые обувные марки не афишируют свое российское происхождение опять-таки из-за устоявшихся с советских времен стереотипов. Не все знают, что такие достаточно известные бренды, как Ralf Ringer или Giotto, созданы российскими компаниями и их продукция производится на отечественных фабриках. У нас выпускается очень качественная детская обувь. Всего в России производится более 23 млн пар кожаной обуви в год.

С другой стороны, конечно, дизайн обуви требует серьезного внимания. И многим специалистам российских обувных производств будет полезно освоить современные технологические достижения в этой области, в том числе и для продвижения своей продукции на экспорт. У нас на базе Московского государственного университета дизайна и технологий организована Международная школа обуви. Она работает в тесном взаимодействии с ассоциацией итальянских кожевников Assomac и итальянским политехническим институтом PISIE, который готовит специалистов по разным направлениям кожевенного дела, в том числе по техническому дизайну. Курсы обучения включают стажировку на итальянских предприятиях. Насколько я знаю, многие обувные фабрики сейчас отправляют своих специалистов на обучение в этой школе. Я уверен, что скоро мы сможем конкурировать и в дизайне обуви. Вообще, кожевенная промышленность на подъеме. А с учетом мер поддержки, о которых я говорил выше, думаю, результаты не заставят себя ждать.