Компетенция , Весь мир ,  
0 

На вырост

Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости
Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости
Нога ребенка продолжает расти, невзирая на кризисы и скачки курса валют, и свою ежегодную обязательную программу — покупку от двух до четырех-пяти пар детской обуви — потребитель выполнит в любом случае. Другое дело, что с ростом цен потребитель начнет маневрировать: откладывать покупки до сезона скидок и искать более доступных по цене производителей.

Миграция покупателей в дешевые сегменты рынка уже идет полным ходом. В первую очередь в группе риска оказались бренды из Западной Европы, ориентированные на высокий ценовой сегмент, — на их долю, по данным «РБК. Исследования рынков», приходится примерно 12% рынка детской обуви. Следующие за ними — представители низкого и среднего ценовых сегментов из Китая, Турции, Польши и других стран. По данным Федеральной таможенной службы, в январе 2015 года физический объем импорта текстильных изделий и обуви снизился на 34,8% по сравнению с январем 2014-го. И это при том что импорт составляет основную часть российского рынка обуви. По данным «РБК. Исследования рынков», в 2014 году импорт кожаной обуви составил 70,1 млн пар против 20,3 млн пар такой обуви, выпущенной российскими производителями. В январе–феврале 2015 года соотношение российской и импортной кожаной обуви на рынке составило примерно один к четырем (2,7 млн пар против 11,3 млн). При этом около 61% официального импорта всего рынка обуви приходилось на Китай.

Сегодняшнее положение дел на руку российским производителям. «Конечно, мы стараемся использовать сложившуюся ситуацию, — говорит Сергей Пучков, генеральный директор компании «Обувьпром», одного из крупнейших российских производителей детской обуви. — Расширение рынка продаж — это в первую очередь вопрос расширения производства и подготовки новых кадров. Мы сейчас идем именно по этому пути, но это процесс долгий, только на обучение кадров уходит как минимум полгода».

Другая стратегия в сложившихся условиях — переход на «энергосберегающий» режим. «В ситуации, которая сложилась на рынке, мы в первую очередь думаем о том, чтобы товар был максимально востребован. Если раньше мы могли выпустить какую-то часть продукции под необеспеченный заказ, то сейчас мы такого себе не позволим: риск должен быть минимальным. И, выпуская коллекции на следующий сезон, мы будем ориентироваться в первую очередь на проверенные продажные хиты», — говорит Геннадий Ефимов, коммерческий директор ТД «ПК-Заря», дочернего предприятия обувной фабрики «Парижская коммуна».

Есть и еще одна сторона вопроса: часть российских производителей в той или иной степени «сидят» на импортных материалах и комплектующих. Как считает директор по маркетингу компании «Егорьевск-обувь», выпускающего детскую обувь «Котофей», Андрей Капуста, сейчас практически невозможно производить современную обувь, которая на 100% состояла бы из российских комплектующих. А поскольку импортные подорожали и на данный момент нет никаких предпосылок к тому, что они подешевеют, «установленные цены на отечественную обувь вряд ли будут системно меняться в сторону снижения». Понятно, что импортным комплектующим придется искать замену на внутреннем рынке. Причем с учетом того, что жестко установленное для детской обуви соотношение синтетических и натуральных материалов не позволяет снизить цены за счет увеличения использования более дешевой синтетики. «Мы всегда старались составлять дифференцированный портфель поставщиков материалов — он примерно наполовину состоит из российских производств. Но, конечно, сейчас ищем дополнительных партнеров и тестируем новые комплектующие», — говорит Сергей Пучков. «Специфика детского сегмента такова, что ряд деталей мы так или иначе должны производить только из натуральной кожи. Но частично синтетические материалы, качество которых сейчас очень выросло, используют все: они более износостойкие, позволяют снизить себестоимость и оживить цветовую линейку».

«Мы уже уменьшили объем заказов на кожу из Европы, Турции и Китая и сейчас стараемся по максимуму переориентироваться на внутренний рынок, — говорит Геннадий Ефимов. — Наши основные внутренние поставщики натуральной кожи — Ярославский и Рязанский кожевенные заводы. Что касается комплектующих (подошва, фурнитура), то здесь ситуация сложнее: у нас эта отрасль только начинает развиваться, в любом случае приходится иметь дело с зарубежными поставщиками». Вопрос еще в том, справятся ли самостоятельно отечественные производства с увеличением спроса на их продукцию. Представители обувных фабрик отмечают, что им уже сейчас приходится соблюдать очередность при размещении заказов на российских кожевенных производствах. И буквально на ходу оценивать перспективы и приспосабливаться к новым условиям. Сейчас все потихоньку перестраиваются — и производители обуви, и поставщики материалов, говорит Сергей Пучков: «Все ищут новые возможности, идет процесс адаптации и притирки. И, конечно, большую роль может сыграть поддержка со стороны государства. Чтобы сложившаяся ситуация сработала на нас, ею надо грамотно воспользоваться». По его словам, в данной ситуации важно взвешивать каждый шаг, ориентироваться на рынок и придерживаться стратегии долгосрочного планирования.

Инновации Без хрома, но в автомобиле
Скачать Содержание
Закрыть