Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Предприниматели нащупали дно
Материалы выпуска
Предприниматели нащупали дно Рынок Шансы на вырост Рынок Где найти «газелей», чтобы пробить «стеклянный потолок» Рынок Кризису вопреки Решения «Во время любого кризиса есть предприниматели, которые умеют пользоваться возможностями» Решения Как заинтересовать бизнес господдержкой Экспертиза
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Предприниматели нащупали дно
Острая фаза кризиса, которую малый и средний бизнес пережил в конце 2014 — начале 2015 года, может повториться.
Фото: Fotolia/Photoxpress

Согласно очередному исследованию бизнес-настроений в сегменте микро-, малых и средних предприятий (RSBI), подготовленному совместно агентством Magram Market Research, Промсвязьбанком и «Опорой России», потребительская активность населения и продажи падают, прибыль сокращается, денег на развитие у бизнеса по-прежнему нет.

По данным индекса RSBI, сегодня деловая активность находится на уровне 42,8 пункта. Ежеквартальные замеры уровня продаж, кадровых изменений, доступности финансирования и инвестиций в небольших компаниях позволяют прогнозировать самочувствие бизнеса на ближайшие три месяца. Показатель ниже 50 пунктов свидетельствует о падении деловой активности. В четвертом квартале 2014 года, например, индекс достиг минимума — 39,8 пункта (см. материал «Шансы на вырост»).

«Предприниматели уже в какой-то степени адаптировались к ситуации, но спад продолжается, хоть и меньшими темпами. Ожиданий улучшения ситуации в четвертом квартале 2015 года пока нет», — отмечает старший вице-президент, руководитель блока «Малый и средний бизнес» Промсвязьбанка Владимир Шаталов.

Авторы индекса RSBI встревожены снижением объемов продаж. Рост цен и себестоимости негативно сказывается на показателях прибыли компаний. На фоне общего сокращения потребительских расходов населения выручка предприятий сектора малого и среднего бизнеса продолжит падать, прогнозируют в Промсвязьбанке. «Наибольшее падение выручки наблюдается в торговле продуктами питания и товарами повседневного спроса. При этом производители этой группы товаров чувствуют себя сравнительно неплохо», — делится наблюдениями Владимир Шаталов. По его словам, малые торговые предприятия проигрывают конкурентную борьбу «более гибким по ценам» крупным сетям.

Средним производственным компаниям санкции и контрсанкции только на руку, отмечает секретарь Общественной палаты России Александр Бречалов. «Отдельные предприятия-производители имеют возможность занять освободившиеся ниши и сохранить их в дальнейшем», — отмечает он. Однако для того, чтобы остаться на рынке, им придется оптимизировать расходы и модернизировать производство.

В производстве, по данным Александра Бречалова, занято около 200 тыс. малых и микро предприятий. Для существенных изменений в отраслевой структуре малого бизнеса нужна финансовая поддержка государства. «Но пока она достается только 0,3% предпринимателей», — отмечает Бречалов.

Собственных средств на расширение бизнеса у предпринимателей нет. По данным индекса RSBI, количество компаний, способных расширяться за счет собственной прибыли, сократилось до 20%.

Рассчитывать на заемные средства тоже не приходится. Потребность в кредитах сохраняется у 24% опрошенных представителей небольших компаний. «Доступность кредитования находится в крайне негативной зоне», — заявил президент «Опоры России» Александр Калинин. Банковскими кредитами, по данным за третий квартал 2015 года, пользуются только 10% предпринимателей, в 2,5 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Из тех, кому удается взять кредит, более половины заявляют, что испытывали сложности при его получении», — сетует Калинин.

Государственные гарантии при кредитовании, снижение нагрузки на капитал банков при кредитовании малого и среднего бизнеса, секьюритизация кредитов МСП, по словам Калинина, позволят привлекать более долгосрочные и дешевые финансы. Напомним, что Центробанк разработал ряд мер, которые должны способствовать улучшению условий кредитования малого бизнеса. Со следующего года, например, планируется снизить коэффициент риска по отдельным кредитам для бизнеса со 100% до 75%.

Однако, по мнению опрошенных РБК+ экспертов, на снижение ставок по кредитам уйдет больше времени, чем ожидают регуляторы. По мнению Владимира Шаталова, в сложившейся ситуации нужны более радикальные меры. «Применение пониженного коэффициента в России связано с выполнением ряда условий, выполнить которые смогут только крупные банки. В Евросоюзе этот коэффициент составляет от 75 до 29%, а условия применения сниженных коэффициентов выполнить гораздо проще», — говорит он.