Материалы выпуска
ОСАГО: модель для сборки Рынок Согласие на слежку Инновации Санкционные риски остаются в стране Решения Всюду рост Инструменты Страховой полис застройщиков стал дефицитом Рынок «Люди стали лучше понимать риски нестабильного времени» Рынок Страховщики оплатят учебу медиков Решения
Решения
Материалы выпуска
Страховщики оплатят учебу медиков
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Дарья Александрова
Фото: Слава Алахов/ТАСС
Систему обязательного медицинского страхования (ОМС) ждут масштабные реформы. Минздрав подготовил законопроект о создании фонда предупредительных мероприятий, который снизит вознаграждение компаний ОМС за проведение экспертизы медпомощи. Поправки министерства обернутся для страховщиков ежегодными потерями в размере 2 млрд руб.

Учебно-ремонтный фонд

Одна из главных новостей этого года на рынке ОМС — поправки Минздрава в закон об ОМС о создании фонда предупредительных мероприятий. С помощью денег фонда министерство Вероники Скворцовой будет финансировать образовательные сертификаты врачей, ремонт клиник и покупку нового оборудования. Согласно оценкам Минздрава, объем фонда составит 30 млрд руб. Он будет формироваться за счет средств экспертизы медицинской помощи. Ее проводят страховщики и территориальные фонды ОМС. При этом только страховщики получают вознаграждение за выявленный объем ошибок медиков.

В 2015 году было обнаружено около
1,5 млн нарушений в оказании медпомощи по полису ОМС на сумму 60 млрд руб. По итогам 2014 года, согласно данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), страховым компаниям ОМС (в системе работает около 60) удалось вернуть в бюджет обязательного медицинского страхования 17 млрд руб., полученных
в качестве штрафов, наложенных на медучреждения в связи с некачественным обслуживанием пациентов.

Согласно поправкам в закон об ОМС, чтобы компенсировать миллиардные затраты на создание фонда, часть денег будет взята из карманов страховщиков, работающих на этом рынке. Страховым компаниям с принятием законопроекта будет вдвое снижено вознаграждение за проведение экспертиз. Размер заработка страховщика зависит от разновидности экспертизы и достигает 30% от стоимости дефектов в оказании медицинской помощи. В среднем же по рынку вознаграждение страховщиков за работу по экспертизе составляет 0,4% от возвращенных в систему ОМС средств.

В частности, поправки Минздрава сокращают с 30 до 15% вознаграждение от суммы штрафов при проведении экспертизы качества медпомощи и медико-экономической экспертизы и с 50 до 25% — от штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медпомощи ненадлежащего качества. Неизменным оставили процент, отведенный страховым компаниям на ведение дел застрахованных граждан, — это 1–2% от суммы, которую выделяет государство на одного застрахованного.

Неудивительно, что страховые компании встретили инициативу Минздрава без восторга. Поправки министерства лишат их порядка 2 млрд руб., или восьмой части годовых поступлений по ОМС. По оценке Федерального фонда ОМС, страховые компании зарабатывают в целом 15 млрд руб. в год (или 1,1% от всех расходов ОМС). «Вознаграждения страховщикам за проведение экспертиз составляют сегодня 20–25% совокупного дохода и оцениваются в 4–5 млрд руб. в год в целом по рынку. Безусловно, выпадение части суммы из бюджета компаний может отразиться на качестве проводимой ими экспертной работы», — говорит генеральный директор страховщика «РЕСО-Мед» Юрий Демин.

Несмотря на то что поправки еще не приняты, страховщики ОМС уже планируют оптимизацию бизнес-процессов и снижение административных расходов. Ужать расходы им придется, поскольку объем медэкспертиз Минздрав урезать не планирует.

Неизбежная реформа

Тема принципиального присутствия страховщиков в системе ОМС в этом году получила особенно активное обсуждение. На сентябрьском заседании Общероссийского народного фронта (ОНФ) общественники заявили Владимиру Путину, что оставлять страховщиков в «таком вольготном режиме, в котором они пребывают уже почти 20 лет», нельзя и следует убрать их из системы. О том, что страховым компаниям нечего делать в ОМС, неоднократно заявляли медики, больше всех недовольные высокими и необоснованными, с их точки зрения, штрафами.

Так, Национальная медицинская палата под руководством Леонида Рошаля весной на своем съезде потребовала провести аудит эффективности работы страховщиков ОМС и передать их функции (выдачу полисов, экспертизу) территориальным фондам ОМС. Впрочем, так считают не все: в Высшей школе экономики (ВШЭ), например, отмечают: несмотря на то что закон и отвел страховщикам недостаточно активную роль в ОМС, сегодня они уже не просто посредники — их активность в проведении экспертиз качества медпомощи существенно возросла. «Тем не менее влияние страховых мед‑
организаций на планирование объемов медпомощи, на улучшение ее качества остается небольшим», — признает глава Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ Сергей Шишкин.

Впрочем, в целом необходимость реформы ОМС не отрицают и сами страховщики. Играя на опережение, они раньше других озаботились этим вопросом и пишут собственный проект по поэтапному переводу здравоохранения на рисковую модель страхования, где им отводится фактически главная роль.

Глава ВСС Игорь Юргенс уже привел некоторые из предложений страховщиков ОМС: например, возможное расширение перечня услуг, предоставляемых гражданам в рамках ОМС за счет дополнительной программы по добровольному медицинскому страхованию (ДМС). Страховщики уже пролоббировали в «Стратегии развития здравоохранения до 2030 года» платную надстройку к ОМС —
ОМС+. Рассматривает ВСС возможность и отказа от территориальных фондов ОМС в системе, а также меры по повышению ответственности страховщиков.

Как заявил глава Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС), вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов, концепцию страховой медицины до 2020 года его союз планирует обнародовать в конце года — пока она только разрабатывается. По его мнению, модель системы ОМС «в меняющихся условиях с учетом недофинансирования медицины — в 2016 году бюджет сократится на 10% — бюджетной быть не может, а может быть только страховой». Впрочем, для того чтобы ее ввести, необходимо, по его мнению, конкретизировать обязанности государства, заложенные в программу госгарантий.

За основу концепции страховщики планируют взять работу Научно-исследовательского финансового института Минфина (НИФИ), которую МСМС заказал институту этим летом. Эксперты НИФИ на ноябрьской конференции в Москве уже представили свой вариант будущего в сегменте, главная роль в котором отдается страховщикам. На них, например, замыкаются все финансовые потоки — страховщики полностью управляют средствами ОМС, формируют, размещают и используют страховые резервы. При этом модель приближается к классике страхования благодаря риску возникновения сверхнормативных расходов на медпомощь и финансовой ответственности страховщиков.

Несмотря на то что наличие территориальных фондов в рисковой модели в целом не предполагается, в НИФИ считают, что в России целесообразнее внедрять смешанную модель ОМС. Например, для части территорий, где нет конкуренции медучреждений, эксперты предлагают сохранить бюджетную систему ОМС. Страховщик в рисковой модели получает много прав, одно из главных — определять индивидуальный уровень доплаты гражданина за надбавку к полису ОМС, устанавливать ставку страхового взноса для каждого застрахованного с учетом выполнения им определенных требований (отсутствие вредных привычек, прохождение диспансеризации, профилактические меры).

Насколько готовы к этому сами страховщики и на что они готовы пойти ради новой страховой модели ОМС, станет понятно к концу года. В любом случае для перехода на рисковую модель компаниям ОМС придется увеличить минимальную планку уставного капитала. В текущих условиях они не считаются классическими страховщиками — им не надо формировать резервы по принципу рисковых компаний. И для них в законе «Об организации страхового дела в РФ» предусмотрен самый низкий уставный капитал — 60 млн руб. (для сравнения: у универсальных страховщиков минимальная планка — 120 млн руб.).

В нынешней ситуации, когда страховщики в ОМС являются лишь проводниками денег и организаторами медицинской экспертизы, российское здравоохранение продолжает жить в условиях, когда госгарантии в ОМС покрывают 50–70% расходов. Остальное пациенты выкладывают из собственных карманов, считают в НИФИ. По данным доклада, представленного ОНФ на сентябрьском форуме, объем платных медицинских услуг для населения за 2014 год вырос на 24,2% и составил 445,3 млрд руб. Тем временем государство за последние десять лет уже потратило на здравоохранение суммы, сопоставимые с годовым бюджетом страны, — по данным доклада ОНФ, в 2005–2014 годах на здравоохранение израсходовано более
16 трлн руб., а с учетом 2015 года эта сумма превысит 19 трлн руб.