Арифметика экономии
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+. Автор: Алексей Лоссан
Закрытие западных рынков капитала и отсутствие у предприятий свободных средств на инвестиции привели к тому, что объемы лизинга в России резко упали. В такой ситуации крупнейшими лизингодателями стали госбанки, а на рынке появились новые нетрадиционные виды лизинга.
АО «Газпромбанк Лизинг», ООО «КБ Общественных связей»
Партнеры выпуска
Фото: Сергей Куликов/ТАСС

Напряженное ожидание

«Ситуация на рынке лизинга в России крайне сложная. Из-за резкого падения спроса на промышленную технику и LCV-автомобили спрос на лизинговые услуги рухнул на четверть по итогам первых трех кварталов года: на эти два вида промышленной продукции приходится до 80% всех лизинговых сделок», — говорит ведущий аналитик MFX Broker Артем Звягильский. При этом, по его словам, ставки по лизингу резко увеличились из-за жесткой денежно-кредитной политики Центробанка, в первую очередь резкого повышения им ключевой ставки в декабре 2014 года. «В настоящий момент средняя стоимость приобретения какого-либо оборудования в лизинг превышает 17% годовых. В такой ситуации даже авиационная отрасль, которая также переживает не лучшие времена из-за сокращения туристического потока, уже не оказывает поддержки лизинговому рынку», — добавляет Артем Звягильский.

По данным исследования «Эксперт РА», по итогам первых девяти месяцев 2015 года высокие кредитные ставки привели к сжатию рынка лизинга на 26%, до 385 млрд руб. При этом, как отмечают авторы исследования, рынок поддержала в первую очередь госпрограмма льготного автолизинга. Согласно данным «Эксперт РА», за девять месяцев доля крупнейшего сегмента — автолизинга — достигла около 37%, однако в абсолютном выражении сегмент сократился на 16%. Среди крупнейших сегментов прирост продемонстрировал только авиализинг, доля которого в новом бизнесе выросла с 12 до почти 22%. В первую очередь причиной такого изменения стало субсидирование государством покупки самолетов Sukhoi Superjet 100: более 90% новых лизинговых контрактов на самолеты приходится на госкомпании. «В настоящее время лизинг любого типа, включая лизинг авиатехники, железнодорожной техники и автолизинг, чувствует себя нестабильно на российском рынке», — говорит эксперт «Росэксим Лизинг» Станислав Скаткин. По его словам, в отсутствие внешних и внутренних инвесторов лизинговые компании пытаются удержаться на плаву, договариваясь с банками, но они также страдают от дефолтов лизингополучателей. «Если говорить о сегментации, то можно выделить авиализинг и немного лизинг коммерческого транспорта, но в большинстве своем это лизинг под государственные нужды или госпрограммы», — говорит Станислав Скаткин. В результате, по данным «Эксперт РА», лидерами на российском рынке лизинга оказались исключительно государственные компании. Первое место, в основном за счет крупных авиасделок, занял «ВТБ Лизинг». На второй позиции «ВЭБ-лизинг», а на третьей — «Сбербанк Лизинг», показавший прирост нового бизнеса на 75%. В общей сложности «дочки» этих трех банков контролируют около 38% всего объема нового бизнеса на рынке лизинга.

По словам партнера PwC в России Натальи Дмитриевой, текущую ситуацию на рынке лизинга в России можно назвать настороженным ожиданием. «Начиная с четвертого квартала 2014 года многие игроки на рынке значительно ужесточили риск-правила, что автоматически привело к снижению количества одобрений и, соответственно, снижению лизинговых портфелей большинства компаний», — говорит она. Затем, по данным Натальи Дмитриевой, начиная с весны 2015 года вслед за снижением ключевой ставки Центробанком и некоторым снижением стоимости фондирования рынок начал постепенно наращивать объемы новых выдач. Однако эти темпы все еще ниже показателей 2014 года. «На текущий момент многие игроки на рынке стараются найти оптимальное соотношение доходности лизингового портфеля, которая бы покрывала стоимость финансирования и принимаемого на себя кредитного риска. Особняком в текущей ситуации на рынке стоят государственные лизинговые компании, которые, несмотря на неблагоприятную ситуацию, продолжают наращивать объемы лизинговых портфелей», — добавляет Наталья Дмитриева. В частности, согласно исследованию «Эксперт РА», рентабельность капитала компаний за девять месяцев 2015 года в среднем по рынку составила 6,2%, что почти в три раза меньше, чем за аналогичный период 2013 года.

Вопрос инвестиций

Главным стимулом для роста объемов лизинга в России, по словам экспертов, являются инвестиции в основной капитал. «Привлекательность лизинга для предпринимателя заключается в том, что ему не надо сразу приобретать оборудование в собственность, он фактически получает возможность выбрать, сравнить разные виды оборудования, решить, стоит ли ему заниматься этим видом бизнеса», — объясняет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. В итоге, по его словам, предприниматель не отрезает себе «пути к отступлению», а получает возможность изменить свои планы. При этом объем инвестиций в России продолжает падать. По данным Росстата, в номинальном выражении в октябре 2015 года объем инвестиций составил 1,548 трлн руб., и по сравнению с сентябрем текущего года этот показатель вырос на 22%. Однако за первые десять месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем инвестиций упал на 5,7%. Более того, по прогнозам Минэкономразвития, по итогам 2015 года объем инвестиций сократится в России на 9,9%, в 2016 году можно ждать спада инвестиций на 1,6%, и только в 2017 году экономисты надеются на рост на 2,1%.

Один из секторов, где можно ожидать роста, — авиализинг. «У российских авиакомпаний намечается очередная волна обновления парка. Первая замена произошла после отказа от советских самолетов в пользу западной техники, сейчас же ввиду санкций ситуация обратная: страна возрождает отрасль авиастроения», — говорит управляющий партнер UFS IC Елена Железнова. По ее словам, конкуренция на рынке и удорожание топлива приводят к моральному старению парка в пользу более высокоэффективных машин. «Средний возраст мирового парка самолетов в целом снижается. Новые вызовы требуют и новых подходов к источникам финансирования для обновления парка», — добавляет она.

Перспективы роста

По словам Артема Звягильского, ситуация на рынке лизинга пока будет оставаться сложной из-за по-прежнему низкой производственной активности в экономике и крайне высокой стоимости фондирования. «Восстановления рынка в целом можно ожидать не ранее второй половины 2016 года», — говорит он. При этом, по его мнению, у операционного лизинга больше перспектив, нежели у классических лизинговых операций, так как он позволяет компаниям использовать в аренду необходимое оборудование, или продукцию, или даже LCV-автомобили, без необходимости его выкупа. «Несмотря на то что при подобной сделке у покупателя не будет права на приобретение соответствующей продукции, тем не менее такая схема позволяет сэкономить значительные средства на процентных выплатах», — добавляет он. Однако для полномасштабного развития рынка, по словам Станислава Скаткина, необходимо запустить государственную программу по поддержке лизинга. В некоторых отраслях уже есть такие планы.

В конце октября стало известно, что принадлежащая государству Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) создаст собственную кэптивную лизинговую компанию на основе «Гознак-лизинга»: эту структуру ОСК получит в собственность от государства. В частности, согласно федеральной программе «Развитие судостроения до 2030 года» именно лизинг должен стать одним из драйверов развития этой отрасли в России. При этом, по данным «Эксперт РА», доля судов в общем объеме лизинга по итогам первого полугодия 2015 года составляла всего 2,3%.

На фоне общей стагнации развиваются и более необычные направления лизинга, например лизинг недвижимости. Так, дочерняя структура «Интеко» — компания «Магистрат» совместно с «ВТБ24 Лизинг» предлагает покупателям квартир в комплексе «Садовые кварталы» в центре Москвы и апарт-резиденций в комплексе Balchug Residence воспользоваться лизинговой схемой. «Для клиента эта схема, по сути, представляет собой длительную беспроцентную рассрочку с минимальным первоначальным взносом в 35%. Остальную часть средств, необходимую для совершения сделки, предоставляет компания «ВТБ24 Лизинг». Это та же рассрочка, но с участием посредника — лизинговой компании», — говорит директор департамента маркетинга компании «Магистрат» Ольга Денисова. По ее словам, по сравнению с ипотекой эта схема предполагает гораздо меньше требований к клиенту, не требует залогов и поручительств, а также подтверждения дохода. Однако, как отмечает Ольга Денисова, покупатель сможет стать владельцем недвижимости только после полного погашения всех своих обязательств. По ее мнению, воспользоваться услугой могут покупатели, которые не хотят или не могут взять ипотеку, или те, кто по разным причинам предпочитает в ближайшее время не оформлять покупку на себя. По данным «Магистрата», в комплексе «Садовые кварталы» по итогам первых девяти месяцев 2015 года с помощью лизинга было заключено около 10% сделок. 

ВКонтакте
Google+
Следующая статья
Авиационный лизинг в бурные времена Суммарные убытки российских авиакомпаний за первое полугодие 2015 года составили 28 млрд руб. Долги авиакомпаний перед лизингодателями нарастают, и это может вылиться в дальнейшие проблемы для обеих сторон. Экспертиза
АО «Газпромбанк Лизинг», ООО «КБ Общественных связей»
Партнеры выпуска
Специальные предложения
Специальные предложения