Материалы выпуска
Трудовые резервы Рынок HR-революция Инновации Топ-100 лучших работодателей России Рынок Куда пойти работать Рынок «Резкого оттока вакансий нет, скорее изменилась структура спроса» Рынок Кризисные пряники Решения Вовлеченное производство Решения
Решения
Материалы выпуска
Кризисные пряники
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Авторы: Ольга Цыбульская, Елена Зотова
Фото: Getty Images Russia
Льготы, бонусы и дополнительные возможности часто эффективнее удерживают старых сотрудников и привлекают новых, чем высокая зарплата.

В «кафетерий» за льготами

Когда экономика чувствует себя неважно, социальная поддержка становится особенно актуальной. Опытные HR-специалисты в такие периоды не только не сокращают социальный пакет, но и придумывают новые льготы и стимулы для своих работников.

Компания «Кантата», занимающаяся розничными продажами чая и кофе, как и вся розница, вынуждена решать проблему текучки кадров. За каждый проработанный год сотрудник получает символическое кофейное зерно. Пять зернышек, или пять лет работы, обмениваются на золотые серьги, а десять лет работы в компании награждаются подвеской с бриллиантом. Поскольку все продавцы в компании — женщины, то золотые украшения являются желанным подарком.

В прошлом году новый проект для сотрудников под названием «Кафетерий льгот» был запущен в МТС. Руководитель направления PR-департамента компании Артем Попов рассказал, что сначала «кафетерий» открылся в нескольких подразделениях, а после успешного внедрения был распространен на все филиалы сети.

«Кафетерий льгот» — это возможность выбрать компенсационный пакет на оплату каких-либо услуг или товаров. За каждым сотрудником закреплена фиксированная сумма, ее размер одинаков для всех вне зависимости от должности и стажа работы в МТС. Потратить льготные деньги можно по желанию: на выплату кредитов, медицинские услуги, страхование, спорт, отпуск или обучение детей, билеты в театры и на концерты или даже на оплату своих обедов в офисе — всего 20 позиций. По информации МТС, на первом месте по популярности находится компенсация питания (32%), на втором — погашение кредитов (30%), на третьем — покупка медикаментов (15%). Надо учитывать, что в базовом пакете сотрудника МТС уже есть полис ДМС, страховка от несчастных случаев, оплаченная мобильная связь и корпоративное образование.

В 2015 году сотрудников МТС стали стимулировать покупать акции компании — 10% от их стоимости возвращается в виде бонусов. 

Примерить роль

А вот «Евросеть» превратила своих продавцов в геймеров. Каждый из 12 тыс. сотрудников имеет своего виртуального двойника-супергероя для участия в корпоративной игре Best$eller. В личном кабинете можно отслеживать свой игровой прогресс. Результаты игры напрямую зависят от реальных успехов в области продаж, итоги подводятся раз в полгода. Самые успешные игроки получают деньги. По результатам акции 3,3 тыс. продавцов стали участниками Best$eller Party, а 50 лучших не только повеселились на пати, но и получили денежные призы.

В компании «Связной» можно прославиться среди коллег, если поработать диджеем или стать гостем радиопрограммы, — присутствием на страницах корпоративной газеты или журнала никого уже не удивишь. В «Связном» создали собственную радиостанцию: все о новых гаджетах и акциях сотрудники компании узнают из ее передач. Радио «Связной» включают более чем в 90% торговых точек и офисов компании, онлайн-передачи слушают свыше 23 тыс. человек, что делает корпоративный канал связи еще и эффективным рекламным носителем. В «Связном» подсчитали, что собственная радиоволна помогла сэкономить на создании рекламных роликов 80%.

Солидарная система

Социальная поддержка, которую предлагает своим работникам российское подразделение фармкомпании Gedeon Richter, не выглядит очень оригинальной, зато отлично работает. Больше 60% сотрудников, по словам начальника отдела по персоналу «Гедеон Рихтер-РУС» Елены Лактюхиной, трудятся здесь не менее пяти лет.

Помимо бесплатных обедов и мобильной связи, что встречается пока довольно часто, компания оплачивает новым сотрудникам, прибывшим из других регионов, аренду квартиры. Тем, кто хочет обзавестись собственной недвижимостью, «Гедеон Рихтер-РУС» может выдать беспроцентный кредит. «Это не первый взнос, а более серьезная сумма. Такие кредиты хорошо работают на удержание ценных сотрудников. Кредит выплачивается не менее двух лет», — подчеркивает Елена Лактюхина. У каждого сотрудника есть возможность воспользоваться так называемым фондом солидарности, который поддерживается из средств компании. Например, сотрудника необходимо было срочно госпитализировать в столичную клинику, когда он находился в Подмосковье. «Нужен был реанимационный автомобиль, и нам выставили счет: примерно 150 тыс. руб. Мы взяли деньги из фонда», — рассказывает Лактюхина. Как правило, средства требуются для срочной операции или лечения кого-то из сотрудников или его ближайших родственников. «Экстренными» деньгами может воспользоваться любой, они предоставляются в тот же день, а возвращать их не требуется.

Банк идей

Компания «БиоВитрум» (медицинское и лабораторное оборудование) предоставляет своим сотрудникам возможность реализовывать свои самые смелые «футуристические» идеи в рамках задач, выполняемых организацией. Сотруднику, чья идея или проект признаются перспективными, помогают подготовить бизнес-план, предоставляют маркетинговые, технологические, финансовые ресурсы.

А в компании Good Wood (строительство деревянных домов) любой сотрудник может зарабатывать больше, чем самый высокооплачиваемый топ-менеджер. Добиться этого можно, предложив и проработав идею по увеличению прибыли. «Если это происходит за счет сокращения издержек, то сотруднику выплачивается сумма оптимизации затрат. Такой возможностью пользуются как офисные сотрудники, так и работники производства и строители», — рассказывает директор департамента по работе с персоналом корпорации Good Wood Анна Канова.

Физкульт-привет

Руководство маркетинговой группы «Текарт» поощряет дружбу между сотрудниками с помощью выездов на экскурсии и активной спортивно-походной программы. Как объясняет генеральный директор «Текарта» Илья Никулин: «Мы работаем над проектными моделями, которые предполагают множество горизонтальных связей. Чем больше между сотрудниками нормальных человеческих отношений, тем проще всем работать». Для налаживания таких отношений сотрудники «Текарта» группами отправляются в туристические поездки на четыре-пять дней. Раньше ездили в Европу, теперь в связи с ростом курса евро все больше выбирают Россию. Схема такова: экскурсанты покупают билеты на самолет и бронируют гостиницу, а «Текарт» тут же компенсирует им стоимость проживания в отеле в центре города. Каждый сотрудник имеет право выехать в такую поездку один-два раза в год; кроме того, группа не должна быть многочисленной — максимум восемь человек.

Клуб аутдор-туризма работает в «Текарте» постоянно. В прошлом году группа коллег прошла маршрут на Алтае, в этом году запланирован Кольский полуостров. На майские праздники все желающие отправляются в короткие походы, летом устраивается короткое водное путешествие для родителей с детьми.