Материалы выпуска
РИФ и Рунет: цифровой скачок Рынок «Интернет-отрасль будет драйвить экономику» Рынок Интернет-экономика: зоны стабильности Экспертиза Всеобщая мобилизация Инновации Вузы для айтишников Решения Электронная коммерция: рост вопреки Экспертиза
Экспертиза
Материалы выпуска
Интернет-экономика: зоны стабильности
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Татьяна Зверева
Фото: Lori
Интернет в России остается одной из самых активно развивающихся отраслей. Этот рынок уже лидирует среди европейских стран по целому ряду показателей — самой большой аудитории, самого активного рекламного сегмента, самых крупных игроков, но при этом сохраняет потенциал инновационного роста.

Российский рынок интернет-сервисов, контента и электронных платежей превышает 2,2% от ВВП страны. А интернет-зависимые рынки дают уже более 16% ВВП, считают эксперты ассоциации РАЭК. По данным исследования «Экономика Рунета», онлайн-ритейл, электронные платежи, хостинг индустрия и облачные услуги SaaS в России растут минимум на 15–20% в год даже в ситуации стагнации экономики. При этом эксперты, участвовавшие в исследовании, отмечали, что влияние кризиса на интернет-рынки на общем фоне пока незначительно, несмотря на отдельные ситуации сокращения бюджетов, снижения издержек за счет персонала или закрытия проектов. 70% респондентов заявляли планы вывода новых продуктов и услуг на рынок. 30% подтверждали готовность повышения бюджетов на отдельные направления.

Прогнозируется, что отрасль выйдет на докризисные темпы роста уже в конце 2016 года. «Наиболее перспективными направлениями в ближайшие годы и активно развивающимися уже сейчас являются виртуальная реальность, интернет вещей, анализ данных, образование и медицина. Количество инвестиционных сделок в этих отраслях в 2015 году увеличилось в два—пять раз, — комментирует Маргарита Зобнина, руководитель департамента исследований ФРИИ. — Более интересные направления, но на чуть более далекую перспективу, от двух до пяти лет, — искусственный интеллект, робототехника и нейроинтерфейсы. Они пока только начинают переходить из разряда занятных технологий и игрушек во что-то более осмысленное и практичное. Можно ожидать, что скоро разработчики перейдут к решению более практичных и, возможно менее эффектных, но более важных задач с помощью этих технологий».

Маркетинг и реклама онлайн

Рынок рекламы столкнулся с некоторым спадом ввиду сокращения бюджетов в компаниях, однако контекст — единственный сегмент, фиксирующий рост. Отчасти его поддерживают расширяющиеся возможности инструментов аналитики, усиление внимания к целевым кампаниям и повышению их эффективности. Объем этого рынка, по данным АКАР, в 2015 году превысил 78 млрд руб. и демонстрировал темпы роста 20%.

Контекстная реклама — единственный сегмент рекламного рынка, который растет, подтверждают в пресс-службе «Яндекса». Как и предполагали в компании, реклама в интернете оказалась более устойчива к кризису, и если в 2008 году бренды только начинали приходить в контекстную рекламу, то теперь их бюджет на контекст — отдельная весомая строчка в медиаплане.

Традиционная же медийная реклама ужимается (минус 5–10% за 2014–2015 годы, по оценкам РАЭК) в силу недостаточной ее эффективности: при сокращении маркетинговых бюджетов от баннеров отказываются в первую очередь. В фокусе рекламодателей — перформанс-формат и персонализация рекламных сообщений, которую могут обеспечить новые таргетинги, функции геолокации, инструменты Big Data.

Вместе с тем сохраняется интерес бизнеса к продвижению в социальных сетях — в первую очередь, на площадках «ВКонтакте» и Facebook. Рост этого сегмента обеспечивают сохраняющиеся темпы увеличения аудитории соцсетей, особенно за счет регионов, и новые возможности аналитики в социальных медиа. По данным РАЭК, этот сегмент составлял по итогам 2014 года 7,4 млрд руб. при роста около 20%.

В целом доля интернета в общих затратах на рекламу уже превышает 31%, считают в «Яндексе». В компании прогнозируют рост выручки по итогам 2016 года на уровне 12–18%, связывая стабильно позитивную динамику с развитием технологий рекламы и новых инструментов для работы с аудиторией. В чевтертом квартале 2015 года число рекламодателей «Яндекса» выросло на 24%, до 394 тыс.

Рынок доменов

Российский рынок доменов, по данным Ru-Center, с одной стороны, достаточно насыщен и не показывает высоких темпов роста — на уровне 3% за квартал. С другой стороны, он стабильно растет, в том числе за счет запуска новых доменных зон.

Сохраняется тенденция роста зоны.ru, в первую очередь за счет администраторов, имеющих от одного до десяти доменов, отмечает Андрей Кузьмичев, директор по продуктам Ru-Center Group. По его словам, этот рост связан с активностью малого бизнеса в интернете, так как сегодня все понимают, что если компании нет в вебе, то клиентов найти будет сложнее.

Мировой рынок доменных имен сохраняет динамику роста в районе 5% в квартал и к настоящему моменту превысил 300 млн доменов. Здесь драйвером в первую очередь является рынок Китая, а также программа «новых» доменных зон (таких как.club,.online,.moscow и др.). Сегодня можно регистрироваться более чем в 500 новых доменных зонах.

Уже сейчас новые доменные зоны в структуре регистрации новых доменов составляют около 12–17%, отмечает Андрей Кузьмичев: «Этот тренд сохранится и будет развиваться с ростом узнаваемости зон. Кроме того, в 2018 году корпорация ICANN должна объявить о старте приема заявок на создание новых доменных зон. По всем прогнозам, в первую очередь этой опцией воспользуются крупные бренды. Из российских компаний своя зона.yandex есть только у «Яндекса»,

в то время как в мире открыто уже более 170 брендовых зон. Также активны будут регионы. На сегодня из российских регионов свои зоны есть только у столицы —.moscow и.москва».