Материалы выпуска
РИФ и Рунет: цифровой скачок Рынок «Интернет-отрасль будет драйвить экономику» Рынок Интернет-экономика: зоны стабильности Экспертиза Всеобщая мобилизация Инновации Вузы для айтишников Решения Электронная коммерция: рост вопреки Экспертиза
Инновации
Материалы выпуска
Всеобщая мобилизация
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Сергей Сапов
Фото: Lori
Рост проникновения мобильных устройств и приложений для них заметно меняет пользовательские предпочтения в части потребления контента и заказа услуг. Мобильная коммерция остается одним из наиболее привлекательных для инвестиций секторов, однако мобильная «экономика» пока находится на этапе становления— настоящий бум еще впереди

По данным исследовательской компании GfK, аудитория российского интернета за 2015 год выросла на 4 млн человек и достигла 84 млн. Аналитики связывают такие темпы с растущей популярностью мобильных устройств: за год использование интернета на смартфонах выросло более чем вдвое. На начало текущего года уровень проникновения мобильного интернета в России оценивался в 66% (2G/3G/4G). В 2014 году 17,6% россиян выходили в интернет со смартфонов и 8,4% — с планшетов. В 2015 году их доля, по оценке GfK, увеличилась до 37,2 и 19,2% соответственно.

Последние два года аудитория Рунета растет исключительно за счет мобильной составляющей, подтверждает Карен Казарян, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). «Пройдет еще немного времени, и мобильные устройства станут основными устройствами потребления контента: пользователи будут проводить за ними гораздо больше времени, чем теперь, несмотря на то что даже сейчас средний пользователь не расстается с гаджетами несколько часов в день», — считает эксперт.

Во всем мире, по оценке аналитической компании Forrester, мобильными устройствами в 2016 году пользуются 4,8 млрд человек. Время, которое с их помощью проводится онлайн, по данным GlobalWebIndex, уже начинает превышать показатели других устройств. Темпы проникновения мобильного интернета наиболее динамичны в странах, где уровень интернет-охвата до недавнего времени был небольшим — например, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.

Все больше разработчиков приложений обращаются к мобильной коммерции — по мере роста числа покупок, совершенных с помощью смартфонов или планшетов. В США доля мобильных покупок уже превышает 30%, в России она, по данным компаний Hermes Group и Criteo, составляет 10–20%. Объем российского сегмента m-commerce оценивается в 140 млрд руб. По прогнозам Forrester, объем транзакций мобильной коммерции составит в 2016 году более $142 млрд и охватит около 50% всей экономики.

По оценкам электронной платежной системы PayPal, мобильные устройства используются для покупок в России в среднем 2,6 раза в месяц. Для сравнения: в Западной Европе — три раза. Растет не только число людей, которые совершают покупки при помощи смартфонов или планшетов, но и частота таких покупок — на 35% в год. Однако переход на мобильные платежи только начинается, и преимущественно люди используют мобильные устройства для некрупных покупок.

Мобильная «экономика» не совсем закрепилась. Пользователи лишь изучают товары на мобильных устройствах, но значительно реже покупают их таким путем, резюмирует Карен Казарян. По его словам, форматы мобильной рекламы в мобильных версиях сайтов и приложений не устоялись, а стоимость клика или показа там еще очень низкая. «Большую часть доходов получают единицы компаний-разработчиков. Предстоит многое сделать, чтобы мобильные платформы стали приносить такие же деньги, как десктоп», — считает эксперт.

В исследовании «Экономика Рунета 2015–2016» отдельно будет выделена «мобильная» составляющая по каждому из рассматриваемых рынков.