Решения , Весь мир ,  
0 

Вузы для айтишников

Фото: Lori
Фото: Lori
Между высшим образованием и рабочими реалиями по-прежнему остается дистанция, однако IT-отрасль прикладывает усилия для ее сокращения. Вузы, которые готовят IT-специалистов, увеличивают количество бюджетных мест по этому направлению и расширяют студентам возможности для приобретения практического опыта, отвечающего запросам бизнеса.

Согласно «Дорожной карте развития IT-отрасли» к 2018 году в России появится не менее 350 тыс. новых IT-специалистов. 125 тыс. из них должны быть подготовлены на бюджетной основе. Действительно, количество бюджетных мест по IT-специальностям в российских вузах за последние два года выросло почти вдвое (с 25 тыс. до 42,5 тыс.), а в 2016/17 учебном году прирост составит 31%. Остается вопрос, насколько эти специалисты готовы к работе с современными технологиями, востребованными рынком. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ и АПКИТ, лишь 13% выпускников IT-вузов считают, что полученных ими знаний достаточно для работы в реальных проектах. Устранить разрыв между академической и рабочей средой может усиление практической составляющей за счет совместных курсов с IT-компаниями, а также постоянное самообразование, в том числе после получения диплома.

Российская IT-отрасль последние три года активно жалуется на недостаток кадров. Игроки отрасли уже взяли на себя восполнение недостающих компетенций и активно помогают вузам разрабатывать программы, подтверждает Маргарита Зобнина, руководитель департамента исследований Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). «Сейчас наблюдается взаимное движение вузов и компаний навстречу друг другу. С одной стороны, компании делают курсы, совместно разрабатывают профстандарты по IT-специальностям. Например, есть курс «Интернет-предпринимательство» от ФРИИ или целые магистерские программы у Mail.ru и «Яндекса». С другой стороны, вузы создают кафедры компаний — как, например, кафедра «1С» в МФТИ и других учебных заведениях. Для налаживания более широкомасштабного сотрудничества нужно более активное участие Министерства образования: переложение профстандартов в образовательные стандарты, поддержка инициатив компаний и пр.», — говорит эксперт.

Формально из всех программ подготовки кадров в российских вузах всего 14% относятся к IT-специальностям. Из общего количества вузов (более 2,6 тыс. вместе с филиалами) 951 учебное заведение обеспечивает подготовку как минимум по одной IT-специальности. Магистерские программы по IT предлагают менее двухсот вузов.

Вузы для айтишников

По данным опроса, проведенного аналитическим отделом РАЭК совместно с НИУ ВШЭ, средний балл ЕГЭ, который является проходным для обучения в IT-вузе, незначительно варьируется от региона к региону, но существенно различается в зависимости от выбранной группы специальностей. Так, средний балл, достаточный для поступления в СПбГУТ и СибГУТИ, существенно выше, чем средний балл по региону, а в случае ПГУТИ и МТУСИ — ниже среднерегионального.

Обучение по максимальному количеству IT-специальностей обеспечивает Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), где есть 19 соответствующих программ бакалавриата и 16 программ магистратуры. По данным исследования РАЭК и НИУ ВШЭ, 30 вузов страны ежегодно выпускают более 400 IT-специалистов не менее чем по десяти направлениям подготовки, в их числе — МГТУ им. Н.Э. Баумана, СПбНИУ ИТМО, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники и др.

Вузы для айтишников

Подготовку по специальности в сфере информационной безопасности можно получить в 145 вузах страны, треть из которых находится в Центральном федеральном округе; в 2015 году на бюджетной основе этой специальности обучались менее 5 тыс. студентов, а на контрактной — менее тысячи.

Несмотря на то что IT-образование все активнее поддерживается руководством страны, по-прежнему в этой сфере ждут своего решения такие проблемы, как инерционность учебных программ, недостаточно полное отражение понятий профессиональной компетентности IT-специалистов и некомпетентность педагогов-теоретиков, считают в РАЭК.

Компетенция Электронная коммерция: рост вопреки
Скачать Содержание
Закрыть