Материалы выпуска
РИФ и Рунет: цифровой скачок Рынок «Интернет-отрасль будет драйвить экономику» Рынок Интернет-экономика: зоны стабильности Экспертиза Всеобщая мобилизация Инновации Вузы для айтишников Решения Электронная коммерция: рост вопреки Экспертиза
Экспертиза
Материалы выпуска
Электронная коммерция: рост вопреки
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Татьяна Зверева
Фото: PA IMAGES/TASS
Интернет-торговля составляет около 4% от общего объема российского ретейла и сохраняет позитивную динамику. Пока лишь четверть российской аудитории интернета совершает онлайн-покупки, и дальнейшая миграция покупателей в интернет будет «наращивать» рынок вне зависимости от экономической ситуации.

Электронная коммерция считается самым крупным по объему сектором экономики Рунета. Его объем превысил в 2015 году 760 млрд руб., по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Темпы роста остаются позитивными, хотя и снизились с 30 до 7% в год. Доля сектора в общем объеме отечественного ретейла составляет 3–4%. Для сравнения: в Германии или США этот показатель вдвое-втрое выше, а лидером является Южная Корея с долей свыше 15% от офлайн-розницы.

Прогноз развития рынка электронной коммерции, согласно данным исследования «Экономика Рунета 2015–2016»*, на 2015 год оптимистичный. Ожидается рост порядка 20%.

Стабильное развитие интернет-ретейла связано с дальнейшим распространением доступа к Сети, увеличением доли мобильного трафика, а также эволюцией самих интернет-сервисов. Дополнительный стимул для этого рынка в России — развитие логистических операторов и услуг «Почты России». Так, в 2015-м почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 году, и в 4,5 раза больше, чем в 2013-м.

Перетекание покупательского интереса в онлайн продолжается. Но если в кризисные 2008–2009 годы рынок внутренней розничной электронной торговли рос на 25–30%, то сейчас — на 10–15%, поясняет Иван Кургузов, исполнительный директор портала «Оборот.ру». «Это связано с более серьезным изменением покупательского поведения и резким ростом входящей трансграничной торговли. По оценкам некоторых экспертов, по числу единиц проданных товаров это уже чуть ли не четверть российского рынка», — поясняет эксперт.

АКИТ фиксирует падение количества внутренних заказов на 7% при двукратном увеличении числа посылок из-за границы. В денежном выражении объем трансграничной интернет-торговли вырос на 5% и составил около 220 млрд руб.

На фоне падения курса рубля ощутимо повышается внимание к китайским онлайн-магазинам. По данным исследования «Яндекс. Маркета» и исследовательской компании GfK, число российских покупателей, использующих этот канал, увеличилось за год на 30%. Китайские игроки наращивают физическое присутствие в России и выстраивают стратегические партнерства в области логистики.

Марк Завадский, директор по развитию бизнеса AliExpress в России и СНГ, отмечает, что тренд более «вдумчивого» шопинга, когда люди тратят больше времени на поиски качественных товаров по наиболее выгодной цене, ретейлеру на руку. «Популярность AliExpress в России стабильно растет: по данным TNS Global, мы стабильно входим в десятку самых востребованных сайтов Рунета, — комментирует он. — Мы постоянно работаем над улучшением своего сервиса: подключаем новых российских продавцов — Philips, Bork, Unilever, ввели опцию оплаты наличными, которая очень удобна для покупателей в регионах, совершенствуем условия по доставке и гарантии».

В то же время и в AliExpress наблюдают падение покупательной способности. В первую очередь это относится к российским регионам. За последний год снизились реальные доходы населения, что сказывается на изменении структуры спроса в интернет-покупках в пользу недорогих товаров малоизвестных брендов. Так, по данным АКИТ, более 60% заказов российских покупателей в интернет-магазинах не превышали $22.

Перспективы дальнейшего роста онлайн-ретейла связаны с возможностью сокращения барьеров, в том числе законодательных, считает Иван Кургузов. «Однако поступательный рост продолжится даже в случае отсутствия существенных изменений. Определенную опасность представляют сокращение доступа к инвестициям и работа многих крупных игроков без прибыли, что может привести к изменению состава участников рынка. Однако те ретейлеры, которые не будут представлены в интернете, со временем проиграют в конкуренции», — резюмирует он.

Главный тренд последних лет — рост количества покупок, совершаемых с мобильных устройств. Рынок мобильной коммерции во всем мире в последние три года рос в среднем на 40%, согласно данным исследования платежной системы PayPal, и это на фоне среднегодовых темпов роста рынка электронной коммерции в 13%.

По оценкам консалтинговой компании Capgemini, на мобильные деньги, электронные кошельки и виртуальные валюты приходится до 10,5% всего мирового рынка безналичных платежей. Лидируют здесь ОАЭ, Китай и Турция, где доля мобильного шопинга составляет соответственно 24, 21 и 19% от всех онлайн-покупок. В целом по миру более трети электронных платежей в 2015 году совершалось со смартфонов и планшетов. Наиболее активны азиатские платежные системы — JCB, UnionPay и Alipay. Доля мобильных оплат от их оборота составила 54, 31 и 44% соответственно. В европейских системах показатели схожи: 47% платежей Open Invoice (Германия и скандинавские страны) приходится на мобильные устройства. В общеевропейской системе SEPA Direct Debit доля мобильных платежей составляет 22%.

Доля оплат со смартфонов достигла 68% в совокупном обороте мобильных платежей против 32% на планшетах. Самый большой средний чек — у владельцев iPad ($107).

На развитии мобильных продаж сегодня сфокусированы как интернет-гиганты — например, Google, индексирующий мобильные страницы продуктов и оптимизирующий форматы рекламы, так и соцсети. Instagram, Facebook и Pinterest развивают мобильные приложения и разрабатывают сценарии увеличения затрат на мобильную коммерцию. Дополнительным каналом станут мессенджеры, где уже есть страницы брендов, системы оплаты и возможность отслеживания заказов.


*В рамках государственной поддержки неправительственных некоммерческих организаций Некоммерческим партнерством «Ассоциация электронных коммуникаций» реализуется социально значимый проект «Ежегодное общероссийское исследование отечественного рынка высоких технологий «Экономика Рунета 2015–2016».

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации от 01.04.2015 №79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.



Оплатить взглядом     

Крупнейшие интернет-ретейлеры мира стремятся максимально ускорить и упростить для клиента оплату покупок. Так, интернет-гипермаркет Amazon планирует запустить платежную систему, которая позволит подтвердить онлайн-платеж с помощью подмигивания в камеру планшета или смартфона. Технология распознавания лиц подтвердит, что изображение совпадает с идентифицируемой персоной, и авторизует транзакцию. В свою очередь, MasterCard тестирует технологию, которая позволит совершать оплату при помощи «селфи» — Selfie Pay, которая также построена на распознавании лиц.