Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Производная от кризиса

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС
Падение российской экономики напрямую отразилось на рынке лизинга.

Большинство экспертов сходятся в том, что рынок лизинга переживает далеко не самые простые времена. По предварительным данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), объем нового бизнеса, то есть стоимость имущества, взятого в лизинг, по итогам 2015 года составила около 530 млрд руб., то есть на 22% меньше, чем в 2014-м. В свою очередь, сумма новых лизинговых договоров за прошлый год сократилась на 20%, до 800 млрд руб. Динамика за 2015 год оказалась даже хуже динамики предшествующего года.

Несмотря на то что рынок уменьшился примерно на пятую часть, темпы этого падения последнее время стали сокращаться. «Интересно, что по итогам первых девяти месяцев 2015-го сокращение объема нового бизнеса составляло около 26%, а суммы новых лизинговых договоров упали примерно на 23%. Данные за первое полугодие были еще хуже, рынок сокращался почти на треть по сравнению с первым полугодием 2014 года», — говорит эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. То есть, по его словам, во втором полугодии 2015-го можно заметить некоторое восстановление рынка прежде всего благодаря программам господдержки обновления машинного парка и оборудования.

Тем не менее сокращение рынка привело к падению рентабельности бизнеса лизингодателей или фиксации убытков. Так, одна из крупнейших отечественных компаний на рынке лизинга «ВЭБ-лизинг» получила чистый убыток по РСБУ за 2015 год в размере 14,1 млрд руб. против прибыли в 2,3 млрд руб. годом ранее. Резкое падение показателей обернулось сменой руководства компании: в апреле 2015-го ее генеральным директором вместо Вячеслава Соловьева стал бывший глава аналитического департамента Сбербанка Александр Дымов. В частности, для повышения финансовой устойчивости компании новый гендиректор планирует продать железнодорожный парк (65 тыс. вагонов), а также самолеты, принадлежавшие авиакомпании «Трансаэро». Именно «ВЭБ-лизинг» был крупнейшим лизингодателем перевозчика, находящегося в процессе банкротства.

Представители самих лизинговых компаний оценивают ситуацию на рынке лизинга как нормальную, хотя и отмечают его сокращение. «С одной стороны, отрасль в целом чувствует себя неплохо: никакой катастрофы и тем более драматизма не происходит, ничего объективно критического я не вижу. С другой стороны, развитие лизинга напрямую связано с инвестициями в основные фонды, а в условиях нынешнего затишья и замедления в экономике у предприятий сокращается возможность для инвестиций. Даже те компании, которые обладают необходимыми ресурсами, предпочитают смотреть, что будет дальше», — говорит генеральный директор «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев. В свою очередь, по словам гендиректора «РБ Лизинг» Гурама Кудрявцева, спрос на рынке лизинга существенно снизился в сравнении с 2013–2014 годами за счет падения инвестиций в экономике в целом. «Высокая волатильность на рынке финансовых и сырьевых активов, а также генерируемая ими неопределенность действуют особенно негативно на принятие инвестиционных решений, которые имеют более длинный срок окупаемости», — объясняет он.

Все несчастливы по-своему

В ситуации падения экономики каждый сегмент лизинга развивается по-своему. «Самый большой сектор лизинга в силу дороговизны объектов составляет авиализинг. В конце года он получил существенный удар в связи с банкротством авиакомпании «Трансаэро», имевшей большой парк лизинговых воздушных судов», — говорит Алексей Калачев. По его словам, влияние этого негативного фактора будет заметно в секторе и в первой половине 2016 года. Другим значительным сектором эксперт называет лизинг вагонов и подвижного состава перевозчиками на железной дороге — в отличие от авиализинга этот сектор растет. «Государство хотя и не софинансировало лизинговые платежи, однако активно стимулировало перевозчиков к обновлению парка, в том числе льготным кредитованием. Во всяком случае значительную долю вагонного парка составляют именно вагоны, находящиеся в лизинге», — говорит Калачев.

Причем речь идет не только о лизинге вагонов для железной дороги, но и для метро. В частности, администрация Санкт-Петербурга в феврале текущего года заявила о желании обновить подвижной состав подземки — город планирует подготовиться к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Городская администрация проведет конкурс на приобретение в лизинг четырех составов метро с максимальной общей стоимостью 2,1 млрд руб. До этого подобный опыт покупки метровагонов в лизинг был только у властей Нижнего Новгорода. По такой же схеме компания «Уралтрансмаш» планирует поставлять трамваи во Владикавказ.

Более того, в январе этого года стало известно, что российское правительство планирует компенсировать часть лизинговых платежей по договорам, заключенным с компаниями на приобретение гражданских судов. «Лизинг строительной и сельскохозяйственной техники, морских и речных судов, лизинг промышленного оборудования и коммерческой недвижимости по всей стране испытывали спад», — говорит Алексей Калачев. По его словам, на улучшение показателей рынка лизинга во второй половине прошлого года оказала влияние только госпрограмма лизинга автомобилей. В свою очередь, по мнению Гурама Кудрявцева, «отсутствие инвестиций в новые активы, заморозка крупных проектов компаниями среднего и крупного бизнеса, а также резкое подорожание новой импортной техники привели к тому, что лизинг из инструмента финансирования инвестиций в большей степени стал играть роль обеспеченного кредитного продукта с набором фискальных преимуществ». В связи с этим, по его оценкам, значительно выросла доля возвратного лизинга в структуре сделок среднего и крупного бизнеса, что стало характерной чертой рынка лизинга 2015 года.

Надежда на государство

Участники лизингового рынка надеются на его постепенное восстановление. «Перспективы у рынка есть, причем как по причине «достижения дна» в российской экономике, то есть благодаря низкой базе двух прошлых лет, так и за счет появления дополнительных стимулирующих мер, запланированных государством», — считает старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева. В частности, напоминает она, будет продлена программа покупки автомобилей «Льготный лизинг», а Фонд развития промышленности недавно запустил свою программу по покупке оборудования «Лизинговые проекты». В рамках последней промышленным предприятиям будут предоставляться льготные займы по ставке 5% годовых на уплату до 50% аванса за оборудование, взятое в лизинг (см. материалы на с. 2 и 3).

«Это может дать серьезный толчок отрасли и декларируемому правительством курсу на импортозамещение. Больше других выиграют компании, которые будут поставлять оборудование в рамках данной программы», — говорит Алена Афанасьева. По ее словам, подобное содействие государства, по сути, поможет участникам лизингового рынка быть более гибкими в процессе ценообразования и найти новых покупателей. Не исключено, что в результате драйвером роста в ближайшем году станет не авторынок, а именно рынок промышленного оборудования. «Если анализировать показатели год к году, то в 2016-м мы ожидаем роста активности, так как тот, кто отложил покупки в прошлом году, скорее всего, совершит их в этом. Хотя есть ощущение, что небольшое ожидание на рынке все-таки будет», — соглашается Кирилл Царев.

Впрочем, роста рынка по итогам года не ожидают даже смелые аналитики. Как отмечает управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков, рынок лизинга может уменьшиться еще на 10%. «Важнейшим фактором выживания сейчас является качество портфеля лизинговой компании — чем он лучше, тем легче ей пережить кризисные времена», — предупреждает эксперт. По его словам, наиболее перспективными направлениями сейчас можно назвать лизинговые продукты для малого и среднего бизнеса, причем все более популярными становятся экспресс-продукты. В целом в 2016 году стоит ожидать сохранения прошлогодних тенденций: скорее всего, компании сократят количество рискованных сделок и будут более серьезно работать с дебиторской задолженностью, добавляет Кириков. «Из наиболее интересных направлений, которые покажут рост или, по крайней мере, будут менее подвержены сокращению, можно выделить авиализинг и автолизинг. Первому поддержку окажет замена парка устаревших воздушных судов, а второму — госсубсидирование», — считает аналитик ИК «Русс-Инвест» Семен Немцов.

Рыночный расклад Модернизация в лизинг
Скачать Содержание
Закрыть