Инструменты , Весь мир ,  
0 

Имущественный ценз

Фото: Lori
Фото: Lori
Может ли кризис стать драйвером роста лизинга в сегменте малого и среднего бизнеса?

Рынок лизинга для малого и среднего бизнеса (МСБ), как и банковское кредитование, пострадал от экономического кризиса. Количество новых сделок в этом сегменте, по данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), в 2015 году сократилось на 13%. «Сокращение было характерно для всех розничных сегментов. Но на лизинговые сделки МСБ наибольшее давление оказало (количество сделок сократилось на 18%) падение продаж автомобилей на фоне снижения покупательской активности населения и роста стоимости автомобилей», — отмечают в агентстве.

Платежеспособный спрос на новую технику и оборудование снизился. Заметное ослабление курса рубля привело к ощутимому подорожанию предметов лизинга, большая часть которых является импортируемыми. Покупательная способность упала, стало сложно планировать рентабельность приобретения основных средств. «Эти так называемые ножницы привели к заметному сокращению спроса на услуги лизинга со стороны субъектов МСБ. Высокие ставки и ужесточение подхода к оценке рисков лишили лизинговые компании возможности привлекать кредитные ресурсы банков», — отмечает директор департамента партнерских программ с организациями инфраструктуры МСП Банка Сергей Пронин.

По данным МСП Банка, большинство лизинговых компаний (более 55%) незначительно, но ужесточили во второй половине 2015 года условия отбора клиентов. Каждая третья — стала требовательнее к обеспечению. Эксперты прогнозируют, что в этом году условия отбора лизингополучателей могут ужесточаться и дальше, но требования к обеспечению существенно меняться не будут. При этом ценовая политика лизинговых компаний имеет тенденцию к смягчению условий, отмечают эксперты.

Замена спроса

В первую очередь, по словам аналитиков, экономический спад снизил спрос среди компаний МСБ на подорожавшее импортное оборудование из Германии, Италии, США и Японии. Сбавила обороты строительная отрасль, вместе с которой стали проседать сделки по приобретению строительной техники и оборудования. Спрос сместился в сторону более дешевого оборудования китайского производства и частично отечественного оборудования в узких сегментах бизнеса.

«Спросом у малых и средних компаний традиционно пользовался в первую очередь автолизинг», — отмечает директор управления по работе с партнерами компании «Сбербанк Лизинг» Александр Бобылев. Кроме того, предприниматели брали в лизинг строительную, дорожную и иную спецтехнику, машины для сельского хозяйства, оборудование для производственных целей в разных сегментах.

По словам представителей бизнеса, приобрести оборудование в лизинг для небольшой компании сложно. «Высокий уровень общих расходов делал этот инструмент менее выгодным по сравнению с обычным кредитом. Сколько я ни считал, кредит для покупки оборудования оставался более приемлемым вариантом», — говорит генеральный директор компании по производству медицинских и гигиенических изделий ООО «КИТ» Павел Спичаков из Владимира. Лизинговые компании, как правило, ориентируются на высоколиквидное оборудование — автотранспорт и недорогую технику. У многих действуют ограничительные списки оборудования. Для снижения рисков неликвидности техники лизингодатели требуют дополнительное обеспечение — залоги, которых у малого и среднего бизнеса зачастую просто нет.

Правила подсчета

Тем не менее участники рынка отмечают, что в последние три года лизингодатели стали менять свои привычки и активнее работать с МСБ. Средняя доля розничных сегментов в портфеле трех крупнейших лизинговых компаний в прошлом году составила около 33% против 24% годом ранее. Экспансия крупных компаний в МСБ придала сегменту определенную прочность. Малый и средний бизнес в лизинговых сделках в 2015 году «оказался более устойчивым, чем рынок в целом». По данным RAEX, несмотря на сжатие рынка, доля МСБ в объеме нового бизнеса в прошлом году была зафиксирована на самом высоком уровне за последние три года и превысила 50%. В 2014 году этот показатель был не выше 47%, в 2013-м составлял лишь чуть более 30%. Правда, на динамике доли малых и средних компаний в сделках лизинга отразился в числе прочего и факт повышения в два раза порогов выручки для классификации предприятий малого и среднего бизнеса, отмечает ведущий аналитик по банковским рейтингам RAEX Руслан Коршунов. То есть де-факто мелкие компании в эти сделки просто могли не попасть.

Впрочем, продолжающееся сокращение крупных корпоративных сегментов, уверены аналитики, заставит лизинговые компании и банки продолжить искать драйверы роста в сегменте МСБ. В то же время эксперты отмечают, что спрос на оборудование и на лизинговые сделки напрямую связан с инвестиционной активностью бизнеса. «Экономический спад серьезно ударил по прибыльности предприятий и, соответственно, снизил привлекательность лизинга как инструмента финансирования», — говорит заместитель председателя правления, руководитель блока «средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Владимир Шаталов. По данным исследования состояния малых и средних компаний «Индекса Опоры RSBI», который банк совместно с «Опорой России» проводит ежеквартально, инвестиционная активность МСБ находится в зоне спада. В четвертом квартале 2015-го лишь 12% опрошенных предпринимателей были готовы расширять бизнес за счет собственной прибыли. И это минимальная доля за всю историю наблюдений. «Роста инвестиций в ближайшее время в сегменте МСБ ожидать не приходится. Драйвером для лизинговых сделок могут выступить разве что государственные программы поддержки», — считает Владимир Шаталов.

Господдержка для маленьких

Программы господдержки лизинговых сделок для МСБ действительно оказались способны поддержать рынок. По крайней мере, запущенная в 2015 году госпрограмма по льготному лизингу Минпромторга России, по мнению аналитиков, серьезно подтянула сделки МСБ по автотранспорту. По данным RAEX, более трети всех транспортных сделок лизинга в прошлом году было реализовано в рамках этой программы. Напомним, что спрос превысил все ожидания — средства в размере 2,5 млрд руб. были выбраны уже за первые полгода работы программы. Программу субсидирования части авансового платежа по договорам лизинга на транспортные средства продлили на этот год (см. материал на с. 7). «Мы буквально в январе взяли в лизинг по льготной программе две грузовые «газели» отечественного производства для перевозки товара. Это оказалось проще и выгоднее, чем брать кредит. Могу сказать, что для транспорта лизинговая схема сейчас работает», — отмечает предприниматель Павел Спичаков.

Кроме того, в этом году программу «Лизинговые проекты» запустил Фонд развития промышленности (ФРП)  — институт развития, созданный Минпромторгом РФ для поддержки производственных компаний. Программа направлена на поддержку отечественного машиностроения, поэтому лизинг на льготных условиях предоставляется на закупку только отечественного оборудования. Однако лимиты госпрограмм поддержки ограниченны. Например, льготное финансирование лизинга зашито в общий объем средств поддержки производственных проектов ФРП, количество заявок на которые уже в несколько раз превышает количество проектов, которые могут быть реально профинансированы. «Вопрос высоких ставок и серьезных ограничений по обеспечению сделок остается открытым. Малым и средним бизнесом нужно заниматься. Нужно повышать эффективность государственных программ поддержки», — считает директор НП «Лизинговый союз» Евгений Царев.

Решения Колеса для бизнеса
Скачать Содержание
Закрыть