Решения , Весь мир ,  
0 

Доска надзора

Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Росавтодор с начала года тестирует систему, позволяющую ведомству жестче контролировать соблюдение правил перевозки грузов. На сайте федерального дорожного агентства уже появился черный список, в который вошли грузовики, неоднократно нарушившие весогабаритные нормативы на дорогах общего пользования.

В открытом доступе публикуются фотография, номерные знаки и информация о владельце грузовика, который пренебрег регламентом. В Росавтодоре настаивают, что проект носит пока еще ознакомительный характер: система не выписывает штраф, а лишь обращает внимание на нарушителей. В ведомстве не говорят, когда проект заработает полноценно, но обращают внимание на некоторых перевозчиков, которым уже сейчас грозят многомиллионные штрафы.

Для того чтобы проверить фуру на соблюдение регламента, ее не нужно специально загонять на весы — система замера встроена прямо в проезжую часть. Комплексы, которые внедряет Федеральное дорожное агентство, работают по схожему с европейскими аналогами алгоритму, когда нарушения фиксируются и обрабатываются за несколько секунд. Электроника оценивает грузовые параметры проезжающей фуры и в случае нарушения высчитывает сумму штрафа. В начале 2016 года на дорогах России в пилотном режиме работали 22 автоматизированных контрольных пункта, а в ближайшие годы их количество может увеличиться до 400 единиц. В дорожном агентстве подсчитали, что именно столько комплексов нужно, для того чтобы полностью охватить сеть федеральных трасс. Таким образом, на каждую тысячу километров в среднем будет приходиться около восьми контрольных пунктов.

Среди нарушителей регламента уже есть абсолютные рекордсмены. Например, грузовик MAN, который проехал под камерами в Калининградской области 24 раза со средним превышением допустимой массы на 27%. Потенциальный штраф для него составил 9,6 млн руб. В Ленинградской области тягач Volvo с перегруженным на 48% прицепом система фиксировала 17 раз (штраф — 7,4 млн руб.).

Доска надзора
Согласно последней редакции КоАП, штраф за превышение допустимой массы на основании автоматической фиксации составляет от 150 тыс. до 500 тыс. руб. Для сравнения: в Германии сумма штрафа за перегруженную фуру значительно выше, за каждую лишнюю тонну перевозчик заплатит порядка €2 тыс.

В том, что логистические компании злостно нарушают регламент, часто виноваты и сами заказчики, говорит директор по транспорту компании FM Logistic Александр Дьяконов: «Грузоотправители хотят максимально загрузить машину в стремлении к сокращению стоимости доставки. А перевозчики идут на поводу у своих клиентов, боясь потерять контракт. В итоге перегруз снижает безопасность, повышает износ транспортного средства и дорожного полотна».

В пресс-службе Росавтодора корреспонденту РБК+ рассказали, что только за первый месяц, когда система начала полноценно функционировать, в автоматическом режиме было зафиксировано почти 158 тыс. нарушений. «Из них [было выявлено] 28 400 проездов со средним превышением допустимой массы более чем на 50%», — уточнил представитель Росавтодора, добавив, что в этом году комплексы в автоматическом режиме зафиксировали уже более 514 тыс. нарушений.

Крупные транспортные компании оценивают инициативу Федерального дорожного агентства положительно, но определенные доработки, по мнению транспортников, еще понадобятся. Александр Дьяконов отмечает, что необходимо создать максимально прозрачную систему контроля. «Пока что система стимулирует водителя договориться с контролером на месте, так как сейчас могут остановить машину и отправить ее на стоянку до уплаты штрафа», — убежден Дьяконов.

По его словам, повсеместно нужно ввести полностью автоматизированную систему контроля, как на пунктах техосмотра. «Транспортное средство въезжает на весы, камера это отмечает, и если есть перегруз, то штраф отправляется по почте владельцу машины», — объясняет эксперт.

Перегруженная фура наносит дорожному покрытию серьезный урон, говорят в Росавтодоре, поясняя, что в настоящее время около 40% грузовиков осуществляют перевозку с нарушением. При подобной ненормативной нагрузке на дорогу разрушающий эффект усиливается более чем в пять раз. «Если проезд одного грузовика, соблюдающего нормативные нагрузки, по разрушающему эффекту равен проезду 20 тыс. легковых автомобилей, то проезд одного «среднего нарушителя» по разрушающему воздействию равен проезду 100 тыс. легковых автомобилей», — рассказал представитель Росавтодора.

В Федеральном дорожном агентстве подсчитали ущерб, который наносят дорогам РФ нарушители, — порядка 2,5 трлн руб. «Это при том что совокупный годовой объем дорожных фондов страны составляет чуть более 1 трлн руб.», — уточнили в дорожном агентстве.

Наиболее показательный случай, по мнению представителя Росавтодора, произошел летом 2015 года. Тогда инспекторы на федеральной трассе задержали грузовик общей массой 210 т без разрешительных документов.

Улучшить ситуацию помогли бы специальные коммерческие весы, считает руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов. «Необходимы дополнительные практические решения. Например, в Казахстане существует эффективный контроль над перегрузами: на выезде из города размещены коммерческие весы, предназначенные для проверки водителем массы нагруженного автомобиля», — рассказал эксперт, уточнив, что эта мера помогает перевозчикам избегать штрафов, самостоятельно проверяя автомобиль на перегруз.

По оценке Росавтодора, из-за перегруженных грузовиков в 2015 году пострадали 20 мостов, а восстановление каждого из объектов займет по меньшей мере полтора года. Самая тяжелая ситуация с нарушителями наблюдается в отдельных регионах, где в большом количестве перевозят лес, щебень, песок, зерно и другие инертные грузы. В лидерах значатся Архангельская, Вологодская и Ленинградская области, а также Хабаровский край — там перегруженных грузовиков сейчас особенно много. «Еще много нарушений в регионах, где нет должного контроля со стороны надзорных органов, например в Бурятии», — уточнили в Росавтодоре.

Скачать Содержание
Закрыть