Решения , Весь мир ,  
0 

Направление главного удара

Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Одна из ключевых сессий ПМЮФ-2016 будет посвящена юридическим и практическим аспектам локализации производства в РФ — менее затратному, но куда более эффективному способу выхода из сложной экономической ситуации, чем импортозамещение.

По прямой

Согласно новой редакции «Основных направлений деятельности правительства РФ на период до 2018 года», для нормализации макроэкономической ситуации и выхода на траекторию устойчивого экономического роста кабинету министров необходимо реализовать комплекс мероприятий, позволяющих существенно нарастить объем частных инвестиций. «Локализация — самый короткий путь к импортозамещению», — отметил недавно министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

В настоящий момент самая высокая доля импорта приходится на станко— и машиностроение, а также на текстильную промышленность. К 2020 году зависимость от импорта, считают в российском правительстве, должна быть сокращена с 88 до 40%, в том числе и через локализацию.

Значимыми шагами в этом направлении стало принятие в конце 2014 года федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», постановление правительства «Об утверждении госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», приказ Минпромторга от 12 ноября 2015 года, установивший порядок подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ и процедуру признания отсутствия отечественных аналогов у закупаемых изделий.

Перечисленные документы в различной степени призваны стимулировать локализацию производства путем поддержки производств с определенной долей локализации и создания им различных преференций. К таким мерам отнесены финансовая поддержка, включая субсидии из бюджетов различного уровня, налоговые льготы, заключение специальных инвестиционных контрактов и так далее.

Инструменты

Отдельно стоит выделить следующий принцип: промышленная продукция, произведенная на территории страны, имеет приоритет перед иностранной, если речь идет о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц.

В частности, предусмотрена особая мера стимулирования промышленной деятельности, в том числе ее локализации — специальный инвестиционный контракт, который заключается между Российской Федерацией в лице уполномоченного органа и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции в РФ и иные обязательства социально-экономического характера. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до 10 лет в порядке, установленном правительством.

При заключении такого контракта инвесторам предоставляются отраслевые льготы и преференции, которые гарантируют стабильные условия ведения бизнеса. Правительство разработало типовую форму специального инвестиционного контракта (постановление № 708 от 16 июля 2015 года «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»). Заключать подобные соглашения смогут представители совершенно разных отраслей — от легкой промышленности и машиностроения до фармацевтики и радиоэлектроники.

Принимая такие меры, отечественная исполнительная власть ссылается и на зарубежный опыт. По данным Минпромторга, введение подобного механизма в Венгрии помогло этой стране за 10 лет выйти на первое место по объему иностранных инвестиций на душу населения среди стран Центральной и Восточной Европы. А Китаю позволило увеличить годовой объем фактически вложенных прямых инвестиций с $4,4 млрд в 1991 году до $45,5 млрд в 1998-м. При этом, как отмечают специалисты, инвестиционные контракты предусматривали выдачу Банком Китая льготных кредитов, что в свою очередь и вызвало приток такого объема инвестиций.

Российское законодательство пока подобных преференций не дает. При этом страна имеет свой успешный опыт по локализации производств в автомобильной сфере. Договор промышленной сборки стал одним из важнейших факторов стратегии, разработанной Минпромторгом до 2020 года для возрождения автотранспортной отрасли.

Развитие автопрома через локализацию включало в себя достаточно большой комплекс мер стимулирования: таможенно-тарифные решения, протекционистские ограничительные меры (административные и технические барьеры), меры по стимулированию сбыта (программы утилизации, льготное автокредитование, государственные закупки), меры по привлечению инвесторов, напоминает директор по стратегическому маркетингу инвестиционно-промышленного холдинга GS Group Андрей Безруков.

Впрочем, имеются и неоднозначные примеры из практики локализации производства. Так, немецкая компания Claas построила в Краснодаре завод по производству зерноуборочных комбайнов. Стремясь локализовать производство, фирма произвела обследование 1150 потенциальных поставщиков комплектующих и оборудования. Только четверо из них были признаны в той или иной степени соответствующими критериям компании. И лишь один из них смог пройти трехлетнюю программу концерна по подготовке поставщиков. По словам генерального директора Claas Ральфа Бендиша, цены на отдельные компоненты, предложенные местными производителями, в 5–10 раз превышали западноевропейские аналоги при значительно меньших затратах на зарплату и сырье.

Условия

Многие специалисты отмечают, что стимулирование локализации производств должно осуществляться через ряд комплексных мер, применительно к каждой отрасли промышленности. Пример автопрома показывает, что локализация производства может быть более выгодна, чем импорт, но только в случае достаточно больших объемов производства и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне, отмечают аналитики компании PricewaterhouseCoopers (PwC).

В свою очередь, иностранные инвесторы относятся к локализации производства с определенной опаской, считая, что добросовестная конкуренция и предсказуемое развитие рынка являются решающими факторами при принятии компанией решения о локализации части ее производства в той или иной стране.

Так, Комитет по локализации и промышленному производству Российско-Германской внешнеторговой палаты с целью оптимизаций положений российского законодательства относительно локализации производства выделил несколько ключевых положений, которые должны быть проработаны более детально.

К ним относится: определение нескольких отдельных приоритетных отраслей и сегментов промышленности, в которых российское правительство считает обязательным иметь в будущем высокую долю производства иностранными фирмами в ходе производственного процесса на территории своей страны; прозрачное и долгосрочное формирование таможенной политики для отраслей (продуктов), в которых может быть осуществлена локализация для того, чтобы предоставить инвестору большую надежность при планировании; расчет доли локализации — несложный, понятный и одинаковый для всех; создание условий для локализации научно-исследовательских работ.

Некоторые условия для стимулирования локализации производств в России уже созданы, однако, скорее всего, для достижения высоких показателей инвестирования потребуется еще ряд мер, дополняющих уже существующие. При этом стабильность российского законодательства и соблюдение государством принятых на себя обязательств носит ключевой характер для привлечения долгосрочных локализованных производств.

Решения Невероятные приключения иностранцев в России
Скачать Содержание
Закрыть