Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

По накатанной

РЫНОЧНЫЙ РАСКЛАД
Фото: Reuters
Фото: Reuters
Рост добычи нефти в России обусловлен инвестиционным бумом 2011–2014 годов.


Добыча нефти в стране продолжает увеличиваться, демонстрируя рекорды, несмотря на падение цен и санкции в отношении российских компаний. Отложить запуск новых проектов, основные инвестиции в которые были сделаны ранее, оказалось невозможно по экономическим и технологическим причинам. Дополнительную поддержку производителям, особенно в 2015 году, оказала девальвация рубля.

Ключевые маневры

Возможность для роста добычи в 2017 и 2018 годах сохраняется при среднегодовых ценах на нефть не ниже $55–60 за баррель. Однако наиболее вероятным сценарием выглядит все-таки стабилизация объемов на сегодняшнем уровне.

Производство нефти в России в текущем году увеличится до 540–542 млн т по сравнению с 533 млн т в 2015-м, заявил в начале июня министр энергетики РФ Александр Новак. При этом надо учитывать, что прошлогодний уровень добычи уже был рекордным, на 1,4% превысив показатели 2014 года.

Впрочем, в нефтяной отрасли динамика добычи — обманчивый индикатор для анализа долгосрочных последствий экономического кризиса. Так, существенный вклад в общий прирост производства жидких углеводородов в России в 2015 году внес газовый конденсат, экономика добычи которого лучше, чем у нефти, во многом потому, что регулятор рассматривает его как попутный продукт при добыче жирного природного газа, поясняет консультант компании Vygon Consulting Дарья Козлова. По оценке Института энергетики и финансов, на газовый конденсат в прошлом году пришлось 25% общего объема добычи жидких углеводородов.

Другой индикатор — динамика геологоразведочных работ — в прошлом году показывал противоположную тенденцию: разведочное бурение на нефть снизилось на 18%. В текущем году этот показатель пока растет — за первый квартал он увеличился на 8,3% к аналогичному периоду прошлого года.

Среди всех факторов, влияющих на неопределенность развития отрасли, ключевым остается реформа налогообложения нефтедобычи. В текущем году правительство окончательно согласует состав участников и условия пилотных проектов по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на дополнительный доход (НДД). С 1 января 2017-го по 31 декабря 2019 года такая схема налогообложения будет использоваться в пилотном режиме, а в 2019–2020 годах на основе комплексного анализа результатов должно быть принято решение о целесообразности ее применения. В 2020–2021 годах планируется откорректировать законодательство, и в 2022 году недропользователи должны получить возможность полноценного перехода на НФР и НДД, по крайней мере, на новых и истощенных месторождениях.

Ключевая задача правительства сейчас — убедить компании, что налоговая реформа будет проведена не позднее этих сроков. Лишь в этом случае можно рассчитывать на рост инвестиций в нефтедобычу, иначе после 2020 года неизбежно их снижение даже при высоких ценах на нефть, отмечает заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Фактор спроса

Ситуация в газовой отрасли выглядит иначе. В 2015 году добыча газа в России немного снизилась (на 0,9% по отношению к 2014 году), но это было связано не с возможностями добывающих компаний, а с фактором спроса. На внутреннем рынке наблюдалось снижение спроса на газ, при этом не было возможности полностью компенсировать эти потери за счет экспортных поставок, поясняет начальник управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра при правительстве России Виктория Гимади.

За годы высоких цен на нефть и масштабных инвестиций сформировался значительный избыток мощностей, и теперь добывающие компании, в первую очередь «Газпром», вынуждены загружать их не полностью, что, естественно, снижает эффективность производства газа. А в ближайшей перспективе на подходе новые мощности, проинвестированные компанией НОВАТЭК, и попутный газ от «Роснефти». В свою очередь, объемы добычи природного газа по-прежнему будут зависеть от спроса как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

«Если на внешние рынки мы вряд ли можем повлиять, то на внутреннем можем активнее стимулировать переход на газомоторное топливо, что не только создаст в стране дополнительный спрос на природный газ, но и позволит высвободить для экспорта объемы нефти или нефтепродуктов», — отмечает Екатерина Грушевенко, эксперт Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН.

Мимо шельфа

Вопреки первоначальным ожиданиям влияние финансовых санкций на отрасль оказалось не столь критичным в краткосрочной перспективе. В 2015 году нефтяным компаниям удалось снизить долговую нагрузку. Технологические санкции почти не затрагивают текущую добычу нефти и газа, они направлены на снижение производства после 2020 года за счет проектов по трудноизвлекаемым запасам (ТРИЗ) и после 2025–2030 годов за счет проектов арктического шельфа. Например, актуальность санкций по отношению к шельфу, главным образом Карского моря, почти сразу была сведена на нет обвалом цен на нефть. «При цене $40–50 за баррель на арктическом шельфе делать нечего, минимальный рубеж для начала разработки здесь — это среднегодовые цены $80–90 за баррель», — отмечает Алексей Белогорьев.

Кроме того, не утихают споры относительно целесообразности разработки арктического шельфа в 2020-е годы при имеющихся технологиях и экологических рисках. Многие специалисты отрасли по-прежнему уверены, что возможно обеспечить рост добычи нефти только за счет месторождений на суше, без запуска высокозатратных шельфовых проектов.

Ситуация с ТРИЗ одновременно и сложнее, и проще. Сложнее потому, что технологии и сопряженные с ними сервисные услуги, доступ к которым утрачен из-за санкций, востребованы уже сейчас. Но и проще: изначальная зависимость от импорта здесь не 90–95%, как на шельфе, а 40–60%, ведь помимо западных технологий существуют российские разработки, которые, впрочем, еще надо довести до промышленного применения.

Основная же проблема, связанная с санкциями, в том, что многие перспективные добычные проекты весьма рискованны и российские компании объективно заинтересованы в разделении этих рисков. Вместо западных компаний риски теперь предлагается разделить государству (а ему это совсем невыгодно) либо азиатским компаниям, которым, в свою очередь, не хватает как соответствующего опыта, так и технологической базы.

Инновации Ставка на люкс
Скачать Содержание
Закрыть