Инновации , Весь мир ,  
0 

Ставка на люкс

ИННОВАЦИИ
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Нефтегазовые компании поддержали спрос на трубы.

Отечественная трубная отрасль относительно благополучно проходит экономический кризис. По данным Фонда развития трубной промышленности, в 2015 году российское производство стальных труб увеличилось по сравнению с 2014-м почти на 2% и превысило 11,5 млн т. Добиться этого удалось преимущественно за счет заказов от нефтегазовых компаний. Если спрос на строительные или машиностроительные трубы упал, то выпуск труб большого диаметра (ТБД; применяются для прокладки нефте- и газопроводов) подскочил сразу на 30%.

Также, хотя и не столь внушительно, на 3% вырос спрос на нарезные трубы нефтяного сортамента OCTG (включают бурильные, обсадные и насосно-компрессорные трубы, применяемые в бурении, оборудовании и эксплуатации скважин при добыче нефти и газа).

Тенденция получила продолжение в текущем году. Так, в первом квартале 2016 года объем российского трубного рынка сохранился практически неизменным по сравнению с предыдущим кварталом, при этом сегмент труб OCTG вырос на 1%.

Ориентированность компаний — производителей труб на покупателей из нефтегазового сектора секретом не является. Уже несколько лет на него приходится порядка 60–70% потребления трубной продукции в России. Однако с учетом падения мировых цен на нефть значительный рост спроса со стороны теряющих прибыль нефтегазовых компаний на первый взгляд может показаться неожиданным.

Одна из причин в том, что правительство объявило курс на импортозамещение и крупные корпорации нефтегазового сектора следуют этому курсу. В результате по итогам 2015 года падение импорта составило по сравнению с 2014-м 45%. Справедливости ради надо сказать, что этот фактор не полностью объясняет ситуацию. В абсолютных цифрах импорт давно уже не оказывает существенного влияния на рынок. Трубники более десяти лет выстраивают партнерские отношения с потребителями из нефтегазовой отрасли — «Газпромом», «Роснефтью», ЛУКОЙЛом, «Газпром нефтью», «Башнефтью» и постепенно вытесняют продукцию иностранных компаний.

«Газпром» много лет успешно сотрудничает с отечественными трубными компаниями. Одним из результатов этой работы является устойчивое снижение доли импортных труб в закупках «Газпрома» — сейчас она составляет всего 0,04%. «В ближайшее время компания планирует выйти на 100-процентную закупку отечественных труб», — подтвердили РБК+ в управлении информации ПАО «Газпром».

Падение цен на нефть оказало сильное влияние на американский рынок трубной продукции, где у наших компаний, в том числе у лидера российского рынка и одного из крупнейших игроков мировой трубной отрасли — Трубной металлургической компании (ТМК), есть промышленное подразделение. В США массово консервируются буровые установки. Только за первый квартал 2016 года их число сократилось, по данным международной нефтесервисной компании Baker Hughes, на 27% по сравнению с предыдущим кварталом. А по итогам 2015 года потребление трубной продукции упало в среднем на 20%. В результате существенно снизились и цены на трубы. Если в США в 2014 году аналитики всерьез обсуждали, пробьет ли средняя дистрибьюторская цена на продукцию OCTG психологическую отметку $1500 за тонну, то в 2016 году главный вопрос, каковы последствия снижения данной цены ниже другой психологической отметки — $1000 за тонну, худшего показателя с 2004 года. Впрочем, американский рынок OCTG способен быстро восстановиться, считают в ТМК, как только цена на нефть сделает сланцевую добычу опять рентабельной. «Самые последние отчеты Baker Hughes показывают рост количества буровых по нефти, что свидетельствует о некотором оживлении рынка», — говорит директор по внешним связям ТМК Александр Горюнов.

На российский трубный рынок снижение цен на нефть напрямую не повлияло. Так, если американский дивизион ТМК в прошлом году показал снижение продаж, то российский дивизион, напротив, продемонстрировал повышение на 5%, что было вызвано ростом объема буровых работ и высоким спросом на трубы большого диаметра для строительства магистральных трубопроводов. Российским нефтегазовым компаниям преимущество дает относительно невысокая себестоимость добычи углеводородов, поясняет ведущий аналитик инвестиционной компании Conomy Дмитрий Фомин. Отсюда и устойчивость при падении цен на сырье и даже способность наращивать производство.

Эксперты также отмечают, что потери на внешних рынках отечественные трубные компании частично компенсируют ростом рублевой выручки и при этом помогают сохранять высокую загрузку мощностей. «Финансовые показатели трубников поддерживает рублевый рост цен на их продукцию из-за девальвации национальной валюты», — считают аналитики Промсвязьбанка.

Спрос со стороны нефтегазовых покупателей поддержит выпуск трубной продукции в России и в среднесрочной перспективе. Только три крупнейших трубопроводных проекта — «Сила Сибири», «Алтай» и вторая очередь магистрали Бованенково — Ухта совокупной протяженностью 8,8 тыс. км, — по экспертным оценкам, потребуют более 1,5 млн т трубной продукции в 2016 году и в среднем по 2 млн т в ближайшие пять лет.

Специалисты напоминают, что к середине 2020-х годов завершится технологический срок эксплуатации более чем 40% газопроводных сетей, им сейчас порядка 35 лет, а предельный срок эксплуатации — 45 лет. «Учитывая, что протяженность лишь Единой системы газоснабжения и сетей «Транснефти» в сумме составляет более 250 тыс. км, проблем с нехваткой спроса у трубопрокатных заводов не должно возникнуть как минимум до 2035 года», — говорит Дмитрий Фомин.

Тем не менее рассчитывать только на стабильный рост спроса со стороны нефтегазовых компаний было бы рискованно, поскольку из-за низких цен на природные ресурсы добывающим компаниям все же приходится постоянно оптимизировать свои инвестиционные программы. Аналитики Промсвязьбанка, в частности, прогнозируют сокращение заказов со стороны «Транснефти» и «Газпрома» уже в текущем году.

При таких обстоятельствах компании трубной отрасли стремятся повысить долю более высокотехнологичной продукции, спрос и уровень цен на которую отличаются стабильностью. Подобной стратегии придерживается ТМК, на которую приходится более 70% премиального сегмента отечественного трубного рынка. Компания уже несколько лет специализируется в том числе на поставке труб с премиальными соединениями семейства ТМК UP.

ТМК в апреле—июне поставит «Роснефти» 92 тыс. т обсадных труб, в том числе с использованием технологии GreenWell. «Роснефть» также заинтересована в высокотехнологичном оборудовании для разработки шельфа и труднодоступных месторождений, и компании подписали соответствующий меморандум. В апреле ТМК совместно с «Башнефтью» также запустила программу технологического партнерства по разработке высокотехнологичных продуктов. Среди продуктов, которые поставит ТМК, — трубы в хладостойком и коррозионностойком исполнении. Программа по научно-технологическому сотрудничеству есть и с ЛУКОЙЛом, «Роснефтью», «Газпромом», «Газпром нефтью».

Премиальная продукция отечественных трубников пользуется большим спросом на внешних рынках, в частности в США. Нарастает интерес к ней в России, где все активнее разрабатываются труднодоступные месторождения. Увеличение глубины скважин, повышение сложности условий бурения и эксплуатации, рост объемов горизонтального бурения смещают предпочтения нефтегазовых компаний в сторону более технологичной продукции.

Инструменты «Покупка будущей вещи — это уникальная практика для рынка»
Скачать Содержание
Закрыть