Решения , Весь мир ,  
0 

Целебная девальвация

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Благодаря снижению курса рубля российская фанера стала одной из самых доступных в мире, чем сумели воспользоваться крупные экспортеры.

По данным Росстата, производство фанеры в России растет уже шесть лет подряд и, даже несмотря на кризис в 2015 году, увеличилось на 0,8%, до 3,6 млн куб. м. В общей сложности с 2003 года производство выросло на 84,1%. Цифры по экспорту еще более впечатляющие: в 2015 году поставки за рубеж увеличились на 12,2%, до 2209,3 тыс. куб. м. Разница между ростом производства и экспорта указывает на то, что растет доля экспортируемой продукции в общем объеме. По сути, спрос на внутреннем рынке в прошлом году снижался, из-за чего производители фанеры стали переориентироваться на внешние рынки.

Целебная девальвация
«С момента падения рубля динамика на рынке была разнонаправленной. Последние два месяца цены на фанеру начали расти, хотя ранее падали на протяжении всего года. Сейчас они отыграли около 70% падения, хотя до сих пор находятся на более низком уровне, чем год назад», — говорит коммерческий директор Демидовского фанерного комбината Елена Пичугина. По ее словам, основная причина снижения цен на рынке — изменение курса рубля по отношению к другим валютам, что повлекло за собой снижение цен на российскую фанеру. В итоге, как объясняет Елена Пичугина, падение курса рубля повысило привлекательность российского экспорта. В 2015 году Египет удержал лидирующие позиции по объему импорта российской фанеры. Поставки в эту страну выросли на 6,2%, до 191,7 тыс. т. Для сравнения: поставки в США увеличились на 9,9%, до 182,3 тыс. т, а Германия нарастила закупки на 15,3%, до 146 тыс. т.

«Нестабильность цен на фанеру в первую очередь связана с нестабильностью курса рубля: ситуация в экономике последнее время была не очень хорошая, и падение курса национальной валюты заставляло производителей снижать цены», — говорит бывший коммерческий директор группы «Свеза», эксперт отрасли Вадим Юрин. По его словам, ситуация выправилась, когда рубль стабилизировался и незначительно подрос. Однако во многом падение цен привело к переориентации производителей на внешние рынки: если раньше они ориентировались в основном на внутренний рынок, то теперь стали искать покупателей за рубежом. В итоге в 2015 году средняя цена у производителей фанеры в России увеличилась на 11,6%, до 20 295 руб. за кубометр.

Развивать новые направления для экспорта российским производителям мешает прежде всего нестабильность поставок сырья. «На европейском рынке фанеры такую нестабильность испытывают только российские поставщики. В других странах к таким резким изменениям приводят только катаклизмы», — объясняет Елена Пичугина. Например, по ее словам, из-за землетрясения в Чили в 2012 году объем экспорта фанеры из этой страны сократился на 10% буквально за один день. Однако сезонные спады производства, связанные с нехваткой сырья, — это исключительно российская особенность. В такой ситуации предприятиям приходится заранее заготавливать объемы сырья и аккумулировать их на складах в достаточно большом объеме, добавляет Елена Пичугина. По ее мнению, производители до сих пор испытывают сложности в связи с отсутствием сырья, в основном из-за нестабильных погодных условий: у предприятий нет доступного объема древесины, заводы работают со сниженным выпуском.

Еще одна сложность, по словам Вадима Юрина, заключается в том, что у российской фанеры на мировом рынке по-прежнему есть сильные конкуренты. «Российская продукция по качеству превосходит украинские и белорусские аналоги, но при этом находится на том же уровне, что и продукция финских или латвийских производителей. Если сравнить данные по развивающимся рынкам, то деревообработка в России растет в отличие от остальных стран», — говорит он. Коммерческий директор Уфимского фанерного комбината Ильдар Тугушев сегодняшнюю ситуацию считает переломной: «Мы второй месяц ощущаем, что на этом рынке незначительно снизилось напряжение, но нельзя сказать, что мы вздохнули с облегчением». По его словам, первая причина напряжения — неопределенность на рынке потребления, вторая — дефицит фанерного сырья, связанный с тем, что нет лесозаготовок в целом. «Фанера — это не кругляк и в определенном смысле является продуктом глубокой переработки, ее поставки являются экспортом несырьевых товаров, о необходимости которого постоянно говорят в правительстве», — отмечает Вадим Юрин.

Скачать Содержание
Закрыть