Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Народный МВА
Материалы выпуска
Программа на гибкость Рынок Выучить лидера Инструменты Народный МВА Экспертиза Фактор не страха Рынок Без отрыва от работы Решения
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Народный МВА
РЕЙТИНГ
Карьера выпускников признанных бизнес-школ может развиваться быстрее, а доходы расти существеннее, чем у тех, кто не учился на бизнес-программах. Фактор репутации учебного заведения играет все большую роль. По результатам опроса выпускников портал «МВА в Москве и России» сформировал очередной, седьмой по счету, «Народный рейтинг» лучших российских школ МВА.
Фото: Zuma/ TASS

Последние пять лет российские бизнес-школы преимущественно ориентировались на менеджеров 25–35 лет. Исследование «МВА в Москве и России» (www.mba.su) показало, что на группу 36–40 лет приходится около трети учащихся, а менеджеры возрастной группы 41+ численно лишь немного уступают молодым.

Более 70% участников опроса отметили, что начинали получать бизнес-образование, работая на позициях менеджеров среднего и высшего звена, 10% — в статусе владельцев бизнеса. Через четыре года (два года обучения плюс два года после его окончания) доля менеджеров среднего звена уменьшилась на 19%. Соответственно, почти вдвое выросли доли менеджеров высшего звена (до 52%) и владельцев бизнеса (до 21%).

Большинство выпускников отечественных бизнес-школ, по данным опроса, составляют мужчины (в некоторых — до 89%), однако в школах с преимущественно более молодой аудиторией доля женщин выше.

Критерии эффективности

Один из главных показателей эффективности обучения на МВА во всем мире — это уровень дохода через два года после окончания программы. В большинстве случаев выпускники МВА улучшают свою карьерную позицию, сопровождая ее увеличением дохода. По данным mba.su, доходы менеджеров среднего звена после МВА в среднем растут на 44%, менеджеров высшего звена — на 57%, владельцев бизнеса — на 96%. Даже в случае нулевого карьерного роста выпускники МВА фиксируют увеличение дохода на 29–54%.

В среднем по школам бизнеса, выпускники которых приняли участие в опросе, рост их дохода через два года после окончания программы МВА составил 54%. По итогам обучения 11% менеджеров среднего и высшего звена стали владельцами бизнеса.

Стимулы для роста дохода сводятся не к самому наличию диплома, а к тем новым возможностям влияния на общий успех бизнеса, которые дает полученная экспертиза. Новое образование помогает иначе организовать свою работу и повысить эффективность рабочих процессов. Все большее значение приобретает развитие качеств soft skills, направленных на лидерские навыки, эмоциональный интеллект, эффективные коммуникации.

Рейтинг российских школ МВА — 2016

Бизнес-школа

Место, 2016 г.

Сумма
баллов

Оценка выпускниками результатов обучения

Увеличение дохода

Карьерный рост

Деловые связи

Личностное и профессиональное развитие

1

Высшая школа менеджмента СПбГУ

1

17,52

4,08

4,08

4,36

5,00

2

Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС

17,52

4,33

4,12

4,13

4,94

3

Программа МВА&EMBA Кingston / РАНХиГС (Институт общественных наук РАНХиГС)

17,52

4,25

4,35

4,25

4,67

4

Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО

2

17,35

3,95

4,30

4,40

4,70

5

Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета

17,34

3,86

4,29

4,38

4,81

6

Высшая школа бизнеса ГУУ

17,33

3,98

4,14

4,31

4,90

7

Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС

3

17,23

4,32

4,24

3,81

4,86

8

Школа IT-менеджмента экономического факультета РАНХиГС

17,22

4,11

4,14

4,05

4,92

9

Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС

17,21

4,19

4,23

4,17

4,62

10

Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС

4

16,75

4,10

3,95

3,85

4,85

11

Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)

16,73

3,80

4,05

3,93

4,95

12

МВА-центр (бизнес-школа) Уральского федерального университета (Екатеринбург)

16,72

3,94

4,00

4,28

4,50

13

Экономический факультет МГУ им. М.В, Ломоносова

5

16,53

4,10

4,00

3,76

4,67

14

Плехановская школа бизнеса Intregral РЭУ им. Г.В. Плеханова

16,50

4,06

4,17

3,83

4,44

15

Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань)

6

16,47

3,96

3,92

3,67

4,92

16

Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ

16,46

3,94

3,98

3,67

4,87

17

Международная школа бизнеса Финансового университета

7

16,30

3,79

3,71

4,00

4,80

18

Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск)

16,30

3,92

3,92

3,75

4,71

19

Институт коммуникационного менеджмента ВШЭ

8

16,12

3,81

4,06

3,75

4,50

20

Бизнес-школа Московского финансово-юридического университета

16,11

3,74

3,74

3,76

4,87

21

Высшая коммерческая школа ВАВТ

16,09

3,18

3,73

4,18

5,00

22

Международный институт менеджмента ЛИНК

16,09

3,80

3,68

3,70

4,91

23

Бизнес-школа ВАВТ

9

16,00

3,60

3,70

4,00

4,70

24

Школа бизнеса EMAS (Нижний Новгород)

10

15,80

3,40

3,20

4,40

4,80

25

Бизнес-школа «Синергия»

11

15,40

3,70

3,75

3,30

4,65

26

Банковский институт ВШЭ

12

15,07

3,77

3,15

3,69

4,46

27

Moscow Business School

13

14,58

3,49

3,57

2,80

4,72

Источник: www.mba.su



Методика рейтинга      

Совокупно участники седьмого Народного рейтинга представляют более 90% российского рынка бизнес-образования, что позволяет составить достаточно полную картину российского МВА и сформировать интегральную оценку удовлетворенности выпускников бизнес-школ обучением на программе МВА. Учитывались четыре параметра: увеличение дохода, карьерный рост, деловые связи, а также личное и профессиональное развитие по пятибалльной шкале от 1 (бесполезно) до 5 (максимальная польза).

Отличием методики определения результатов Народного рейтинга является прямой учет мнения выпускников МВА, не искаженный наличием разного рода коэффициентов или экспертными оценками. Итоговыми баллами по каждому параметру является его среднеарифметическое значение.