Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

«Мы все верим в восстановление рынка, просто не знаем, когда это случится

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
В январе эксперты автомобильного рынка прогнозировали, что в течение года продажи должны достичь дна, после чего рынок начнет восстанавливаться. Однако россияне покупают новые машины заметно хуже, чем в провальном для отрасли 2015-м. Когда ситуация начнет улучшаться и чего ждать покупателям, корреспонденту РБК+ Николаю Загвоздкину рассказал председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер

— В последнее время все чаще говорят о том, что к Новому году евро будет стоить 100 руб. или больше. Как вы, будучи представителем отрасли, прокомментируете такие вводные?

— Подобные слухи ходят постоянно. Сейчас нет таких колебаний цен на нефть, чтобы мы могли ожидать сильного изменения курса валют. Хотя, если вам нужен некий подобный слух, чтобы все побежали покупать автомобили, я с удовольствием его поддержу (смеется). Если серьезно, то вряд ли такое возможно. Мы рассчитываем на некоторую стабильность на довольно низком уровне.

— Мы с вами общались в прошлом году, и вы прогнозировали, что 2016-й станет тем моментом, когда рынок нащупает дно и наконец оттолкнется от него. Пока мы этого не видим. Почему?

— Рынок пока еще ищет дно. Каждый месяц я надеюсь, что мы приблизились к нему, но этого еще не происходит. Очевидно, что нам придется немножко подождать, но надо учитывать, что в прошлом году были резкие колебания курса. Летом 2015-го люди рванули в салон за машинами, а в этом году такого не было. И это хорошо — лучше бы таких всплесков не было. Для бизнеса лучше стабильность, пусть даже и на низком уровне. Мой прогноз: как только люди поймут, что не стоит ждать резких изменений в ценах на автомобили и цены закрепились на одном уровне, тогда они снова начнут покупать автомобили.

— К вопросу об акциях. Будет ли скачок продаж под Новый год?

— Рентабельность автопроизводителей, как и всех других бизнесов, упала, поэтому особо больших предложений ждать не стоит.

— То есть истории о том, что сейчас даже реальному покупателю с деньгами в автосалонах не дают скидок, — это правда?

— Это происходит отнюдь не из-за жадности продавца. Работать в минус можно только определенный срок, и не больше. Если раньше рентабельность бизнеса было высокой и можно было давать большие скидки, то сейчас уже базовая цена весьма мала для дилера. Вот поэтому вам в подарок коврики, шина, может быть, две (смеется). А если совсем повезет — четыре. К этому надо привыкать.

— До последнего времени лучше всех в кризис чувствовали себя представители премиум-класса. Сейчас сдаются и они. Почему?

— Был момент, когда многие премиальные производители запустили новые модели в сегментах, где раньше не были представлены. Сначала это вызвало волну спроса, но сейчас и это проходит. Кризис, как и законы физики, действует на всех.

— А в общем модельный ряд как-то изменился или изменится у всех автопроизводителей в связи с кризисом?

— Каждый автопроизводитель решает для себя сам. Кто-то считает, что важно просто присутствовать на рынке, кто-то считает, что и в тяжелые времена надо наращивать долю рынка, чтобы быть готовым к временам, когда кризис начнет отступать. Кто-то считает, что в любой момент рентабельность должна быть хотя бы минимальной, что нельзя работать в минус. Не секрет, что сейчас далеко не один автопроизводитель работает в минус.

— Есть ли какая-то статистика, как меняются в кризис предпочтения покупателей по классам?

— В целом ситуация такая же, как до кризиса. Кроссоверы любого размера становятся все более популярными, компактные автомобили покупают меньше. И это не только в России — так везде сейчас.

— Чего на сегодняшний момент больше всего стоит опасаться импортерам?

— Самый опасный момент, мне кажется, уже позади. Можно предположить, что к концу этого года произойдет некоторое падение пошлин. Тем не менее на фоне изменяющихся валютных курсов пошлины — это сдерживающий фактор для «чистых» импортеров. Когда курс рубля к доллару был на уровне 30, это не было проблемой, поскольку пошлина покрывалась маржинальностью автопроизводителя.

— Когда лучше всего покупать машину? Стоит ли ждать чего-то?

— Знаете, покупка автомобиля — это как любовь. Когда она случилась, вы не можете больше ждать. Уловить правильный момент сложно. Возможно ли, что курс резко снизится или скидки резко возрастут? Не думаю. Я ожидаю, что скидки на машины, выпущенные в 2016 году, появятся только в середине 2017-го, но тогда вы купите прошлогодний автомобиль. Ждать скидок просто потому, что скоро конец года, не стоит. Я бы не стал ждать дольше октября—ноября. Есть и другой вариант — ждать. Просто непонятно, как долго.

— Давайте предположим, что курс валют стабилизировался и целый год не меняется. Что произойдет с рынком?

— Ситуация на рынке зависит от многих факторов. Если исходить из того, что, по слухам, большая часть брендов работает в минус, то эти автопроизводители ждут момента, чтобы поднять цены. Второй фактор — благосостояние самого потребителя, сколько денег реально есть в карманах у людей. И самое важное — как мыслит потребитель. Если все будет стабильно, то это просто вопрос времени. Нужно, чтобы эта стабильность дошла до умов потребителей. Это нормальный процесс — так происходит во всем мире. Начался кризис, падают какие-то индексы — среднестатистического потребителя это не интересует, если он не специалист. Потом ему же необходимо время, чтобы восстановить доверие, решить, стоит ли сейчас делать какую-то большую покупку. В общем, очень многое зависит от того, как будут чувствовать себя потребители. Плюс не сбрасывайте со счетов коллективное поведение. Сосед не покупал машину — и я не буду. Сосед покупает машину — наверное, и я куплю. И еще один важный момент: в России автомобильный рынок потребительский, поэтому очень восприимчив к восстановлению в положительной обстановке.

— Так как мы не можем дать гарантию, что курс валют стабилизируется, есть ли у АЕБ прогноз на 2017 год при нынешних вводных?

— Сейчас прогноза нет, но мы его готовим, собираем информацию от автопроизводителей. Публиковать официальный прогноз мы будем только в начале следующего года, поскольку сейчас в этом нет смысла. Мне кажется, хуже не будет. Я бы исходил из того, что будет то же самое, что и в этом году, или даже маленький плюс. Совсем маленький. Два-три года будет идти падение, потом какое-то время займет восстановление рынка. Посмотрим, когда кривая устремится вверх. Я был уверен, что к концу этого года спад продаж по сравнению с 2015-м будет приближаться к нулю. И был очень разочарован, что результаты этого года еще хуже. Если обобщить все вышесказанное, то нам просто надо дождаться, когда рынок стабилизируется и пойдет в плюс. Мы все верим в восстановление рынка, просто не знаем точно, когда это случится.

Компетенция Бестселлеры-2017
Скачать Содержание
Закрыть