Решения , Весь мир ,  
0 

Полы высоких технологий

Россия с трудом
переходит на новые виды
напольных покрытий
Россия с трудом переходит на новые виды напольных покрытий (Фото: пресс-служба)
Российские и иностранные производители наливных полимерных полов объединяются в ассоциацию, чтобы способствовать трансферу в Россию лучших мировых строительных технологий.

Россия всегда впитывает лучшие западные технологии, и сейчас пришел черед напольных покрытий, совокупный объем которых у нас в стране приближается к 300 млн кв. м в год. Полимеры для наливных полов всего лишь новый продукт, а современные полимерные полы — целая новая технология, трансфер которой с Запада в Россию идет пока с трудом.

Доля современных полимерных полов на российском рынке напольных покрытий — лишь 1–2%. Годовой объем производства — 17 тыс. т, потребление — 20 тыс. т, годовой объем в денежном исчислении — 11 млрд руб. На Западе доля полимерных полов на рынках на порядок выше и приближается к 20%.

Рынок в России хоть и небольшой, но сбалансирован с точки зрения присутствия на нем иностранных и отечественных игроков. Крупнейшие иностранные компании — BASF, Sika, Huntsman-NMG, Remmers. Крупнейшие российские — «Ингри», СМТ, «Универсум», «Адгезив». Вместе они контролируют 80% рынка. Два сегмента рынка — замена старых полов на объектах на новые полимерные и укладка полимерных полов на вновь строящихся объектах — примерно равны (соотношение 48 к 52%). Рынок даже показывает рост 5% с 2013 года, и это несмотря на непростые экономические реалии последних лет.

«Нельзя сказать, что рынка полимерных покрытий в России нет, он существует и развивается, но в основном там, где полимерным покрытиям нет альтернативы: в фармацевтической отрасли, радиоэлектронике, высокотехнологическом машиностроении и приборостроении, на современных складах и т.д.», — говорит Владислав Ярославский, руководитель направления «Отвердители» компании Evonik, поставляющей сырье для производства полимерных полов. На Западе, добавляет он, они уже давно перестали быть специальными полами, а стали стандартным выбором для коммерческой недвижимости.

Превышение компетенций

Если раньше полимерные полы действительно были характерной особенностью цехов и складов, то сейчас их можно встретить в лобби, конференц-залах, аудиториях и прочих отнюдь не промышленных помещениях университетов, далеко не бюджетных отелей и ресторанов, офисных зданий, жилых комплексов и частных особняков.

Причина расширения компетенций современных наливных полов проста — они выгодны для их владельца. Сохраняя традиционные преимущества наливных полов — повышенную прочность, отсутствие соединительных швов и минимальный расход материала на больших площадях, нынешние полимерные полы, пожалуй, чемпионы по износоустойчивости, то есть позволяют серьезно экономить на ремонте. Они собирают на себе меньше пыли, чем любые другие покрытия, и гипоаллергенны, практически не испаряют летучие фракции полимеров.

Современная технология полимерных полов дает широкие возможности для создания индивидуальных интерьеров с учетом как визуальных, так и пользовательских характеристик. Есть возможности получать нужную для разных зон текстуру, полы могут быть цветоотражающими, флуоресцентными, разноцветными, блестящими и матовыми, варьироваться по толщине. Такие характеристики позволяют выходить на новый уровень эстетики и функциональности.

По словам директора по развитию архитектурно-строительной компании «Галерея проектов» Юлии Кристовой, полимерный пол может выглядеть как изысканное дизайнерское решение. Полимерные полы используют в общественных пространствах: торговых центрах, входных группах жилых комплексов. Например, такие полы можно увидеть в жилом комплексе «Арт» в Красногорске, детском центре на ВВЦ, паркинге ЖК «Сколково».

«Мы работаем на рынке промышленных полов больше 20 лет. Обучали наших специалистов в Германии, нарабатывали необходимые знания и умения. Опираясь на опыт, считаем, что полимерные покрытия являются надежным, удобным и эффективным решением», — говорит технический директор компании Romex-IB Александр Кротов.

Старые пороги

По мнению участников рынка, серьезное препятствие в продвижении полимерных полов в России — отсутствие нормативно-законодательной базы, которая по многим параметрам соответствует уровню 1970-х годов. Например, по этим устаревшим нормативам полимерные полы запрещено использовать там, где работают погрузчики; при этом такие полы активно используются на современных складах.

По словам проректора МГСУ Андрея Пустовгара, полимерные полы выпали из нормативной документации, потому что во многом Своды правил (бывшие СНиПы) рассчитаны на тех, кто работает по старинке, а полимеры — современный материал, который используется в самых новых зданиях. Профессионалы знают, с какими они сталкиваются сложностями, и понимают, как можно связать различные нормы друг с другом.

Трансфер новых технологий всегда нуждается в квалифицированных кадрах, как проектировщиках, так и строителях. «Но такой профессии не учат, приходится самостоятельно осваивать на ходу. Если мы хотим, чтобы Россия стала высокотехнологичным государством, мы должны ввести в программы обучения ведущих вузов компетенции по новым технологиям», — считает Андрей Пустовгар.

По словам Владислава Ярославского, в России из-за ошибок, допущенных неквалифицированными укладчиками, которые не знали, как работать с продукцией современной химии, имидж полимерных полов был испорчен.

«Одна из главных проблем на рынке — это недостаток информации. Очень важно повысить информированность владельцев зданий и эксплуатирующих организаций. Но случается, что даже инженеры-проектировщики не всегда знают, как правильно выбирать полимерный пол для проекта», — говорит Владислав Ярославский.

Да и потребитель, по его словам, не всегда знает о новых возможностях наливных полимерных полов, которые давно вышли за рамки своего первоначального определения — «промышленный пол».

Новые возможности

В ближайшее время в России будет создана Ассоциация производителей полимерных полов. Такая организация необходима прежде всего для того, чтобы решать оперативные задачи, которые возникают перед разработчиками. Отрасль должна консолидированно формировать правила игры, например, при разработке современных нормативов, говорит Андрей Пустовгар.

Кроме того, ассоциация в своей работе сделает максимальный упор на работу с профильными образовательными учреждениями, чтобы повысить профессиональную подготовку подрастающего поколения, показать им современные и актуальные решения в области строительства, поделиться накопленными знаниями и опытом. «Россия стремится стать высокотехнологичным государством, поэтому освоение новых технологий и компетенций становится задачей номер один во всех отраслях промышленности. Использование полимерных полов в строительстве для российского рынка как раз и является пока еще мало изученной нишей», — указывает Андрей Пустовгар.

И наконец, считает он, полимерные полы — это узкая ниша, в которой, как правило, все производители друг друга знают. Поэтому еще одна важная цель ассоциации — это разработка единой сертификации продукции, которая поможет бороться с контрафактом и фальсификатами. У потребителя должна быть альтернатива, за счет которой он может сэкономить в будущем миллионы на ремонте и замене покрытий, и он должен о ней знать.

Инновации Пять интересных фактов о новых и старых напольных покрытиях
Скачать Содержание
Закрыть