Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Контейнеры со свистом
Материалы выпуска
Транзитное препятствие Рынок Инновационный вопрос Решения Грузоперевозчиков сгоняют на торги Решения Контейнеры со свистом Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Контейнеры со свистом
В России летом этого года активно заговорили о проекте высокоскоростных грузовых перевозок Hyperloop. То есть почти сразу после начальных испытаний новой технологии в США, причем поддержку данная идея получила на самом высоком уровне. Пилотные проекты с применением технологии Hyperloop уже обсуждались специалистами из Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), РЖД и Минтранса.
Фото: Reuters

Известный предприниматель Илон Маск (создатель автомобилей Tesla) представил проект Hyperloop еще в 2013 году. В соответствии с данной технологией поезд или иной объект, допустим контейнер, должен разгоняться линейными двигателями, спрятанными в рельсах, внутри полностью закрытой герметичной вакуумной трубы.

Скорость шаттла Hyperloop должна обеспечиваться пониженным давлением и сопротивлением воздуха. Весной 2015 года Hyperloop уже прошел первые испытания. Электромагнитную тележку, сопоставимую по размерам с автомобилем, удалось разогнать до 160–190 км/ч примерно за секунду. Данный результат, правда, стоит признать удовлетворительным лишь для первого теста. Заявляется, что максимальная скорость объектов в Hyperloop в перспективе должна достигать 1100–1200 км/ч.

В России новая технология была встречена с завидным интересом. Изучают ее в РФПИ, РЖД, Минтрансе. «Наши инвестиции в проект Hyperloop откроют доступ передовым технологиям на российский рынок. Совместно с международными партнерами РФПИ будет оказывать поддержку проекту не только на территории России, но и на рынках Ближнего Востока и Азии», — было заявлено в пресс-релизе РФПИ.

Правда, чиновники заверяют, что по крайней мере на начальном этапе вкладывать в Hyperloop государственные средства не готовы. «Мы предлагаем рассмотреть проект строительства участка в рамках коридора «Приморье-2» на Дальнем Востоке с выходом через границу КНР на порт Зарубино. Это участок длиной 70 км. В проекте могут принять участие инвесторы из Китая. Так, средства Фонда поддержки проектов «Шелкового пути» (китайский инвестиционный фонд) могут быть задействованы при софинансировании проекта», — рассказал министр транспорта России Максим Соколов.

На первый взгляд столь оптимистичная оценка перспектив Hyperloop в России может показаться странной. Имиджевая и лоббистская поддержка проекта не столь высока, как на первый взгляд. Сам Илон Маск и его структуры, вопреки широко распространенному мнению, напрямую им не занимаются. В проекте задействованы некоторые инженеры, работавшие в организациях Маска. Возможно, в будущем все изменится. Но де-факто в настоящее время Hyperloop продвигают и испытывают две независимые компании — Hyperloop One и Hyperloop Transport Technologies (HTT).

В презентации Илона Маска проект Hyperloop выглядел куда стремительнее, чем в металле (Фото: Пресс-служба)

Торопиться экспериментировать с технологией Hyperloop, в общем-то, некуда. «Никаких сверхскоростных поездов в проекте пока нет. Те поезда, что с большими скоростями едут по рельсам, — это обычный железнодорожный транспорт, пусть и двигающийся с большими скоростями. Проект Hyperloop находится в самой начальной стадии, и пройдет еще много лет, прежде чем он сможет получить реальное воплощение. Нужно провести огромное число испытаний, получить множество сертификатов, решить массу других задач, и если все окажется удачным, то лишь тогда можно будет говорить о практическом применении данного проекта» — так оценивает перспективы Hyperloop Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Показательно, что многие другие высокотехнологичные проекты на перспективу, находящиеся даже в более высокой стадии разработки, из числа, например, альтернативных источников энергии или транспорта будущего оставляют отечественных чиновников куда более равнодушными.

Частично популярность проекта Hyperloop в России можно объяснить тем, что одним из основных инвесторов компании Hyperloop One является российский предприниматель, председатель совета директоров группы «Сумма» Зиявудин Магомедов. Более того, он активно наращивает свое участие в проекте. В середине октября Магомедов даже вошел в совет директоров Hyperloop One.

Так или иначе, рассчитывать на то, что в ближайшее время новая технология получит стремительное развитие в России, преждевременно. Проект рискует оказаться дорогим. Собственно, сейчас никто в принципе не представляет, сколько может стоить реализация проектов Hyperloop. Еще летом текущего года чиновники ожидали, что стоимость пилотного участка сверхскоростной дороги от Китая до порта Зарубино составит 30–40 млрд руб. (то есть порядка $0,5–0,7 млрд). Однако в сентябре проект был просчитан чуть более детально. Исследование выполнил «МосгортрансНИИпроект». Специалисты проработали маршрут трассы с учетом требований технологии и рельефа, а также предложили технологические решения, в частности по опорам будущей трассы. C учетом этих выкладок строительство трассы, по предварительным оценкам, обойдется уже в $1,8–2,3 млрд.

Очевидно, что если работы действительно начнутся, то расходная ведомость тестового участка будет расти и дальше. При этом с самого начала заявлено, что Hyperloop будет ориентирован лишь на перевозку грузов в контейнерах. Станет ли данный транспорт в принципе доступен для пассажиров, пока неизвестно. Для этого предстоит провести бесчисленные тесты по безопасности, после того как первый Hyperloop будет запущен в эксплуатацию.

В то же время сегмент высокоскоростных грузовых перевозок очень узок. Очевидно, что большинство производителей и торговцев не откажутся от использования более дешевых способов доставки. Найти в таких условиях частных инвесторов, готовых вложиться в дорогой и даже до конца не просчитанный проект Hyperloop, достаточно проблематично.

«Даже если все сложится удачно и Hyperloop воплотится в жизнь, обычные железные дороги не исчезнут, перевозки грузов и пассажиров продолжатся, так что данному проекту до конкуренции с традиционными железными дорогами еще очень далеко. Он будет сосуществовать с железными дорогами. Но с учетом предположительно высокой цены, которая будет обусловлена необходимостью окупить расходы на разработку, он скорее будет даже в большей степени конкурировать с авиаперевозками. Как появление авиации не привело к оттоку туда всех пассажиров, так и возможная реализация проекта Hyperloop не сделает этого» — такой прогноз дает Дмитрий Баранов.