Материалы выпуска
Доставка на завтра Инновации «Задача логиста кардинально отличается от управления таксопарком» Рынок Почтальон на батарейках Инструменты Высшая телематика Инновации Фура напрокат Инструменты Грузовик без рук Инновации
Инновации
Материалы выпуска
Доставка на завтра
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Иван Ананьев
Фото: Пресс-служба
Почтовый дрон у дверей квартиры, электронные постаматы на каждом углу и доставка кликом на карту Google. Это не сцены из фантастических фильмов, а вполне реальная перспектива недалекого будущего. Новые технологии стремительно меняют процесс перевозок, а специалисты рынка ожидают скорого внедрения облачных технологий и роботизированных средств доставки.

Уже сегодня клиенты строят маршруты перевозок на сайтах и следят за перемещениями своих посылок онлайн, а управление парком грузовиков все чаще передается электронике. Стремительное развитие интернета и сетевых технологий оказывает мощное влияние на рынок грузоперевозок. Взаимодействие клиента и перевозчика все чаще происходит в виртуальном пространстве. Для разработки оптимальных маршрутов доставки используются автоматизированные системы, которые позволяют предложить клиентам более интересные тарифы и сократить время доставки. Компьютеры рассчитывают закольцованные маршруты с минимальными перепробегами, что ведет к повышению эффективности работы как транспортных средств, так и человеческих ресурсов, а в конечном счете — к значительному снижению логистических затрат. По словам коммерческого директора GEFCO Никиты Пушкарева, при верном выстраивании логистических процессов производитель может сохранять от 5 до 40% логистического бюджета.

Содержать собственный автопарк в этих условиях становится менее выгодно, поэтому предприятия все чаще передают логистику специализированным компаниям на аутсорсинг. Коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Сергей Ворновский утверждает, что это позволяет снизить расходы на 5–15%. «Однако сегодня такая услуга популярна среди небольших компаний, тогда как крупные организации до сих пор предпочитают пользоваться собственными транспортными подразделениями», — уточняет эксперт. При этом многие переводят на аутсорсинг даже функции складской логистики, отказываясь от собственных площадей и пользуясь услугами профессиональных арендодателей.

Автоматизация всех процессов изменит само понятие ценовой политики, говорит представитель GEFCO. «Цена будет фиксироваться системой интегратора или агрегатора на основании анализа данных и вести к увеличению доходности перевозчиков и сокращению затрат грузовладельцев», — пояснил эксперт.

В условиях прозрачности цен стоимость перевозок становится вторичной, а на первый план выходит уровень сервиса, утверждает заместитель гендиректора Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР) Анна Кириллова. «У многих компаний есть калькулятор стоимости, который позволяет достаточно точно определить тариф. На первый план выйдут уровень сервиса, дополнительные услуги и отраслевая экспертиза», — предположила эксперт.

С развитием технологий отмирает логистика документов, бланков, каталогов, рассылок и того, что может быть переведено в электронный вид, говорит операционный директор компании СДЭК Максим Толстобров. Бизнес перевозок и сам все больше отказывается от бумажного документооборота, напомнил Сергей Ворновский: «Транспортные компании постепенно переходят на электронный документооборот, используют интеллектуальные системы для оптимизации цепочки поставок грузов».

Сеть позволяет общаться не только логистам и заказчикам. Уже сейчас грузовики могут передавать друг другу данные, моделями выхода в Сеть обзаводятся даже бытовые приборы. «Грузовой транспорт обменивается данными между собой и получает действительную картину дорожного движения, а значит, строит оптимальные маршруты и экономит время на доставку», — объяснила Анна Кириллова. При этом появление агрегаторов в сфере перевозок грузов позволяет в режиме реального времени заказать транспорт по фиксированному тарифу за несколько кликов, а развитие коммуникационных сервисов — быть на связи с перевозчиком и контролировать процесс доставки.

Облачные технологии уже сейчас приходят на смену операторам call-центров. Максим Толстобров считает, что ключевыми драйверами этих изменений выступают рынки электронной коммерции и экспресс-логистики. Большое количество данных и развитие мобильного интернета предполагают постоянную коммуникацию всех участников цепи поставок, позволяют прогнозировать спрос и выстраивать систему рекомендаций для покупателей и перевозчиков. Такие решения, сообщили РБК+ в центре исследований SPSR Express, помогают также снять нагрузку с курьеров и call-центра в периоды большого спроса, а функции оповещения клиентов о доставке также возьмут на себя электронные сервисы.

Разгрузить курьеров помогают и постаматы, росту числа которых способствует интернет-торговля. По данным руководителя отдела маркетинга компании City Express Надежды Рубинштейн, объем доставок таких грузов, заказанных в сетевых магазинах, в первом квартале 2016 года вырос более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Клиенты все чаще предпочитают получить заказ в постамате, поскольку товар можно забрать в удобное время, не ожидая курьера. По оценкам экспертов, число таких устройств вырастет к 2020 году в десять раз.

Еще одна перспективная идея — доставка небольших грузов при помощи дронов. В сентябре компания DPD представила устройство, способное перевозить посылки весом до 3 кг на расстояние до 20 км. Начальник отдела логистических операций компании Дмитрий Воеводин уверен, что в развитии беспилотных технологий заинтересованы сами почтовые и логистические операторы. «Логисты смогут оптимизировать затраты на перевозки, несмотря на высокую стартовую стоимость самого транспортного средства. Ведь любая междугородная доставка содержит в себе от 20 до 40% оплаты труда водителя, а на внутригородских маршрутах данный показатель составляет 30–60%», — уточнил эксперт.

Тем не менее до массовой интеграции дронов пока далеко, полагают эксперты. «Некоторые компании использовали дроны для доставки сим-карт или пиццы, однако это скорее рекламные акции. Для каждого дрона нужно разрешение авиационных властей, и их использование пока остается весьма футуристической перспективой», — говорит Надежда Рубинштейн.

Более фантастические идеи на перспективу — автоматические системы доставки, беспилотные грузовики и вакуумные поезда Hyperloop. А самой необычной технологией, которая способна коренным образом изменить рынок логистики, являются 3D-принтеры. В конечном счете вся логистика будущего будет крутиться вокруг IT-процессов и сервисов. «Автоматизация, механизация и передача роботам рутинных операций полностью изменит мир. Мы будем использовать RFID-технологии, виртуальную реальность, системы голосового управления, геотаргетинг и базы информации о покупателях», — подытоживает Максим Толстобров.