«Задача логиста кардинально отличается от управления таксопарком»
Материалы выпуска
Доставка на завтра Инновации «Задача логиста кардинально отличается от управления таксопарком» Рынок Почтальон на батарейках Инструменты Высшая телематика Инновации Фура напрокат Инструменты Грузовик без рук Инновации
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Задача логиста кардинально отличается от управления таксопарком»
О том, какие нововведения произойдут на рынке логистики, корреспонденту РБК+ Ивану Ананьеву рассказал генеральный директор транспортной компании «Деловые линии» Фарид Мадани.
Фото: Пресс-служба

— Как в условиях насыщения рынка меняется спрос на услуги логистических компаний и предложения с их стороны? Какие преимущества будут конкурентными?

— На любом зрелом рынке конкуренция смещается из области цены в область создания дополнительных ценностей. Появилась интересная тенденция: компании не просто предлагают услуги доставки до точки, но и задумываются о том, какие еще потребности клиента они могут удовлетворить. В результате меняется бизнес-модель. Например, наша компания готова обеспечивать не только перевозку грузов, но также их хранение и распределение. В перспективе к этим функциям может добавиться закупка. Таким образом, мы говорим уже не о транспортных компаниях, а о логистических операторах, которые полностью снимают головную боль крупных заказчиков, связанную с закупкой и перемещением товаров. На стороне клиента остаются маркетинг, продажи и определение ассортимента.

— То есть преимущества на стороне компаний с пакетными предложениями услуг?

— Да. И зачастую логика пакета не в том, чтобы много заработать. Известны случаи, когда отдельные услуги в пакете продаются ниже себестоимости. Мы, в частности, запустили проект со страхованием перевозок, который был хорошо воспринят рынком. Цена услуги занимает несущественную долю в стоимости заказа. Но взамен наши клиенты получают гарантию быстрого возмещения средств. Это дополнительная ценность. Думаю, что подобные пакеты будут появляться и дальше.

Еще одно следствие усиливающейся конкуренции — значительное внимание предстоит уделять управлению издержками. Повышаются требования к качеству процессов. Мы, например, как поставщик услуг, все чаще сталкиваемся с тем, что клиенты требуют от нас подтвердить качество процессов сертификатом соответствия. Поэтому мы провели аудит и оптимизацию по стандарту ISO 9001. Если перевозчики хотят и дальше быть интегрированными в цепочку поставок, им рано или поздно придется заняться процессами.

— А как меняют рынок технические новации? Чего нам ждать в ближайшие годы?

— Идет эволюция техники, развиваются электронные технологии. Производители грузовиков испытывают беспилотные транспортные средства. Через пять—десять лет станут привычными технологии трехмерной печати, и у нас появятся принципиально новые логистические решения. Уже сейчас теоретически можно работать с квадрокоптерами и перемещать грузы по воздуху. А в Санкт-Петербурге недавно продемонстрировали вагон, который летает на магнитной подушке. Изменение глобальной логистики будет определяться развитием так называемого физического интернета — технологии, которая унифицирует средства доставки, интегрирует их с интернетом вещей и блокчейном. Все это происходит на наших глазах.

— Как вам идея проекта Uber для грузоперевозок?

— Агрегатор может забрать ту часть аудитории, для которой важна только низкая стоимость перевозки. Но рынок грузоперевозок сложнее, чем рынок такси. Задача логиста кардинально отличается от управления таксомоторным парком: здесь больше рисков, а работа не ограничивается только предоставлением услуги перевозки. В простое копирование идеи, в то, что кто-то сделает новый Uber и тот станет успешным, я не верю. Но факт в том, что технология развивается очень быстро. Мы погрузились в тему: сделали собственную программу-агрегатор, с помощью которой перераспределяем часть заказов на сторонних перевозчиков. При этом «Деловые линии» тщательно проверяют такие компании и гарантируют клиенту такое же качество перевозки, как и при использовании собственного автопарка.

— Как новые услуги и технологии будут влиять на ценообразование?

— Определение цены — бесконечный процесс. С одной стороны, рынок, законодательство, особенности географии и маршрутов заставляют перевозчиков повышать цены. С другой — технологии, менеджерские решения и инновации позволяют находить точки оптимизации. Мы в «Деловых линиях» инвестируем значительные средства в управление инновациями, системы анализа и обработки данных. Это позволяет нам сокращать простои, увеличивать оборачиваемость складов, быстрее высвобождать площади и транспорт. У цены есть практический потолок: она должна оставаться рыночной.