Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Фура напрокат
Материалы выпуска
Доставка на завтра Инновации «Задача логиста кардинально отличается от управления таксопарком» Рынок Почтальон на батарейках Инструменты Высшая телематика Инновации Фура напрокат Инструменты Грузовик без рук Инновации
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Фура напрокат
Приложение Uber кардинально поменяло философию пассажирских перевозок. А сама новая модель бизнеса, основанная на цифровой платформе, напрямую соединяющей заказчика и поставщика услуг, стала активно применяться и в других сферах услуг. Сделки с помощью смартфона теперь заключают и дальнобойщики.
Фото: Lori

«Конвой» в пределах штата

Компания Uber Technologies заявила о создании нового сервиса для грузоперевозок Freight. Однако на американском рынке она не первая — в США уже работают несколько подобных стартапов. С одной стороны, американский бизнес грузоперевозок по-прежнему связан с телефонными звонками и бумажным документооборотом. С другой — тот, кто придумает, как его автоматизировать, заработает целое состояние.

Неудивительно, что бывший топ-менеджер Amazon Дэн Льюис, вставший во главе стартапа Convoy, за короткий срок собрал $2,5 млн инвестиций. Первоначально Convoy сосредоточился на так называемых short haul — перевозках на короткие расстояния в пределах штата — и работает только в сфере b2b. Созданное приложение позволяет обойтись без брокеров-посредников, комиссия за организацию сделки в этом случае будет меньше.

У каждого из Uber-стартапов свой сегмент рынка и стратегия развития. Lugg предлагает перевезти по городу все, что поместится в кузов пикапа или небольшого грузовика. Cargomatic занялась доставкой грузов на малые расстояния с частичной загруженностью транспорта, постепенно расширяя географию. Еще один стартап, Otto, недавно приобретенный Uber Technologies, занялся разработкой оборудования для беспилотных грузовиков.

Почти российская история успеха

Есть здесь и почти русская история успеха. Компания Trucker Path, основанная эмигрантом из России Иваном Цыбаевым, разработала собственную стратегию выхода на рынок. Прежде чем запустить свой вариант Uber для грузоперевозок, она завоевала популярность среди дальнобойщиков благодаря приложению для них под названием Trucker Path.

«Это как «Яндекс.Навигатор» в Москве: одни пользователи отмечают аварию на карте, другие туда не едут. По сути, мы создали единственный источник данных по парковкам для дальнобойщиков в США. Мы преуспели не только потому, что создали рабочий инструмент, но и сумели сформировать вокруг него сообщество», — рассказала корреспонденту РБК+ заместитель генерального директора Trucker Path Ольга Балусова.

И только после того как приложением стали пользоваться как минимум треть водителей грузовиков в США, компания Trucker Path привлекла $20 млн инвестиций и запустила свой вариант «грузового Uber» — электронную платформу Truckloads, связавшую отправителей и перевозчиков. Сейчас у нее 60 тыс. активных пользователей, а 500 брокеров размещают более миллиона грузов каждый месяц.

Trucker Path открыла офис и в Москве, но исключительно для программирования. Выходить со своими продуктами на российский рынок компания не планирует даже в среднесрочной перспективе, поэтому и не проводила углубленных маркетинговых исследований.

«Мы решили сосредоточиться на США, где индустрия перевозок существенно куда более развита и, соответственно, хорошо отрегулирована государством. Американский рынок автомобильных перевозок — это $726 млрд в год, российский — в десятки раз меньше», — объяснил консультант Trucker Path Семен Бохер.

Доставка на паузе

Рынок грузовых Uber-стартапов в России еще только вступает в активную фазу развития, но необходимость в них уже есть. По мнению игроков российского рынка, подобные сервисы позволят консолидировать качественных перевозчиков. «Российский рынок перевозок очень разрозненный и недостаточно цивилизованный — на одном поле играют крупные перевозчики, обладающие тысячами транспортных средств, и совсем небольшие компании, зачастую оформленные как ИП. Цены серьезно варьируются, при этом качество сервиса не регламентировано», — рассказал руководитель направления «Электронная коммерция» Itella в России Дмитрий Лобанов.

Ниш на рынке пока много. Так, стартап «Везет всем» в основном обслуживает сегмент b2c: 60% заказов приходится на перевозку автомобилей, мебели и бытовой техники. Сервис работает по аукционной модели на понижение: заказчик вносит предоплату, а далее зарегистрированные перевозчики предлагают сумму, за которую готовы выполнить заказ. За прошлый год сервис заработал 500 млн руб., а в январе 2016-го приобрел своего конкурента «Перевези.РФ». В настоящее время на сайте vezetvsem.ru зарегистрировано более 170 тыс. перевозчиков и размещено свыше 6 тыс. заказов.

Еще один российский стартап — iCanDeliver сосредоточился на сфере b2b, которая занимает львиную долю всех перевозок в России. Он был запущен в 2015 году и уже получил $5 млн на развитие и международную экспансию от фондов A&NN Group Александра Мамута и Amereus Group Максима Воробьева.

Логистика — одна из самых неэффективных областей. Простои, холостые пробеги грузоперевозчиков ведут к дополнительным затратам грузоотправителей и влияют на потребительские цены, говорит генеральный директор iCanDeliver Данил Рудаков. Цель сервиса — оптимизировать транспортные потоки и упростить процесс оформления перевозок, благодаря чему грузоотправитель получает услугу по более низкой цене. Перевозчики, в свою очередь, смогут увеличить заработки благодаря тому, что грузовики будут меньше простаивать.

iCanDeliver несет юридическую и финансовую ответственность не только за груз, но и за сам логистический сервис в том случае, если, например, машина опоздала или сломалась. Модель ведения бизнеса очень похожа на «Яндекс.Такси»: заказчик платит сервису необходимую сумму, которая рассчитывается в автомат ическом режиме, после чего система сама расплачивается с водителем. Чем эффективнее перевозка, тем большая сумма останется у iCanDeliver. При этом если доставка оказалась неэффективной и затраты превысили предварительные расчеты, то iCanDeliver покроет риски.

Сейчас в системе зарегистрировано около 20 тыс. грузоперевозчиков, прошедших серьезную проверку, и несколько сотен компаний-отправителей: от мелких, которым нужно перевезти две «ГАЗели», до крупных европейских и транснациональных.

У сервиса GoCargo, тоже ориентирующегося на b2b, иная бизнес-модель. Он разработан вторым по величине российским продовольственным ретейлером X5 Retail Group. С его помощью торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» смогут быстро размещать заказы для сторонних перевозчиков — это примерно треть от всего грузооборота компании. В перспективе сервисом смогут пользоваться и сторонние грузоотправители, зарегистрированные в системе и прошедшие проверку службы безопасности X5. В основе GoCargo — алгоритм, подбирающий грузы с учетом их объема, веса, температурного режима, сроков доставки, а также мест погрузки и стоянки транспорта.

Помимо посреднических услуг GoCargo готов помочь с открытием ИП, арендой или покупкой грузовика, налоговой отчетностью и подключением к «Платону», а также предоставить скидки на топливо и сервисное обслуживание.

Uber-сервисы вполне способны снизить розничные цены на рынке. Генеральный директор компании «Эверест 8800», партнера Uber в России по подбору водителей, Сергей Муравьев отмечает, что сервисы убирают лишний сегмент — диспетчерские, работа которых к тому же непрозрачна. Как следствие, снижается себестоимость операций. Первый заместитель генерального директора SPSR Express Сергей Лапин считает, что увеличение количества агрегаторов заставит игроков рынка конкурировать по ценовому предложению.

Новые технологии меняют отрасль, но медленно. С 2011 года около трех десятков американских Uber-стартапов привлекли инвестиции на общую сумму $180 млн, однако не всем сопутствовал успех. Например, компания Cargomatic из-за финансовых проблем была вынуждена отказаться от высокотехнологичного направления, превратившись в обычную посредническую фирму.