Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Высшая телематика
Материалы выпуска
Доставка на завтра Инновации «Задача логиста кардинально отличается от управления таксопарком» Рынок Почтальон на батарейках Инструменты Высшая телематика Инновации Фура напрокат Инструменты Грузовик без рук Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Высшая телематика
Интернет-грузовик станет важным слагаемым международной логистики.
Фото: Пресс-служба

Современная телематика снижает риск человеческого фактора и приобретает все новые функции. Благодаря ей грузовые парки работают как отлаженный часовой механизм, который в будущем станет полностью автоматизированным. В сентябре с помощью часов Scania решила продемонстрировать возможности своей грузовой телематики: в течение суток 14 тягачей с полуприцепами ездили по кругу, изображая стрелки гигантского циферблата. Причем самая сложная задача была у водителей, синхронно отмеряющих секунды, — внешняя машина двигалась со скоростью 53 км/ч, а ближайшая к центру — 13 км/ч. Диспетчерский центр следил за всем автопарком в режиме реального времени. И это не единственный пример того, как многотонные грузовики контролируют при помощи мобильных гаджетов.

Грузовик на планшете

Мировой лидер по количеству коммерческого транспорта, подключенного к различным системам управления автопарком, — США (5,8 млн единиц). А к 2020 году аналитики Berg Insight прогнозируют рост числа подключенных автомобилей до 12,7 млн. Данные по европейскому рынку скромнее: 5,3 млн машин в конце 2015 года и рост до 10,6 млн в течение пяти лет. Европейский лидер TomTom, у которого количество подписчиков превысило полмиллиона, активно поглощает региональных производителей систем управления корпоративными парками и развивает различные партнерские программы. Производители сообща работают над новыми решениями, которые, в свою очередь, интегрируют участников рынка в Глобальную сеть.

Так, TomTom совместно с компанией Shell начали разработку полноценного решения по регулированию расхода топлива. Кроме того, голландская компания предоставляет навигацию для планшета фирменной телематики концерна Daimler.

Daimler, один из пионеров на рынке телематики, с конца 2011-го стандартно оснащает своей системой FleetBoard грузовик Actros для европейского рынка. Основа системы — бортовой компьютер TiiReс: он подключен к CAN-шине грузовика и получает данные с блоков управления двигателем, коробкой передач, приводом, объединенных в сеть. Данные передаются по защищенному протоколу в европейский дата-центр Daimler AG в Штутгарте и хранятся на сервере 12 месяцев. Автомобиль постоянно находится на связи.

Система контролирует время нахождения дальнобойщика за рулем и регистрирует манеру его вождения: отслеживает, с какой скоростью он едет, как часто прибегает к экстренному торможению, движется ли накатом, простаивает ли с включенным двигателем. На базе отчета о режиме управления автомобилем производится расчет стоимости страховки.

Кроме того, функция FleetBoard Service позволяет перевозчику и сервисным центрам следить за состоянием автопарка и на основании нагрузки планировать графики обслуживания. В случае поломки или аварии сервис Uptime позволяет передать данные диагностики специалисту аварийной службы. Таким образом, FleetBoard повышает степень эксплуатационной готовности автотранспорта, экономит топливо на 15% и позволяет увеличить межсервисный интервал до 150 тыс. км.

В свою очередь, водитель с помощью планшета узнает о ситуации на дорогах и расписании маршрутов, через мессенджер может общаться с диспетчерским центом. Диспетчер следит за статусом погрузки, перемещением автомобиля через наглядный интерфейс. При этом система сама анализирует большой объем данных.

«FleetBoard — это аналитическая надстройка над базовыми данными о пробеге и местоположении грузовика. На основании этих данных она выявляет аспекты управления грузовым автомобилем, влияющие на расход топлива и степень износа основных узлов. Этого зачастую не хватает другим поставщикам телематики», — говорит менеджер направления «Цифровые решения в продажах» концерна Daimler Артем Бахрах.

Магазин приложений

Функционал телематической системы Daimler постоянно расширяется. Например, FleetBoard Fleet.аpp для смартфона позволяет перевозчику получить доступ вне офиса к информации со своих автомобилей. При помощи DispoPilot.app можно интегрироваться в систему субподрядчиков, грузовики которых не оснащены компьютером TiiReс. В следующем году немецкий производитель планирует запустить магазин, в котором будет 14 прототипов новых приложений. Открытая платформа позволяет привлекать к разработке сервисов новых партнеров.

Так, совместно с немецким производителем шин и компонентов Continental концерн Daimler разрабатывает приложение Conti-PressureCheck, которое в режиме реального времени контролирует давление и температуру всех шин на грузовом автомобиле. Еще один партнер — производитель прицепов Schmitz Cargobull из Германии. Совместная программа TrailerConnect Drivers.app позволит выводить на планшет характеристики прицепов — температуру в рефрижераторе, состояние шин и тормозных колодок. Daimler подчеркивает, что пользоваться магазином приложений смогут и производители других марок, а не только Mercedes-Benz.

Над новыми сервисами работает и Scania. Совместно с маркетинговым агентством Geometry Global производитель грузовиков создал приложение Angel Call, благодаря которому родные и близкие смогут следить за безопасностью дальнобойщика в пути.

Нечестные водители

По данным аналитического центра Omnicomm, до 2012 года российский рынок телематики рос, в следующие два года стагнировал на уровне 400 тыс. новых подключений в год, а с 2014 года наметилась отрицательная динамика, которая продолжилась и в 2015-м на фоне кризиса на рынке коммерческого транспорта. В настоящий момент количество подключенных автомобилей в России достигло отметки 1,8 млн. Российская телематика в 99% случаев следит за расходом топлива и местоположением транспорта. Еще одна важная проблема — сохранность груза в пути.

«В нашей стране главный драйвер роста интереса к таким системам — нечестный водитель, который то топливо сольет, то норовит подзаработать, используя транспорт в личных целях», — полагает заместитель генерального директора российского разработчика телематических систем Omnicomm Станислав Емельянов.

Затраты на оснащение парка системами управления и сроки его окупаемости напрямую зависят от необходимых перевозчику параметров. «Если говорить о простом отслеживании, то здесь понятно, что одна машина с дорогостоящим грузом, кражу которой удалось предотвратить, может несколько раз окупить стоимость проекта», — считает менеджер по работе с ключевыми клиентами логистической интернет-платформы «Транспореон» Анатолий Зверев.

Перспектива есть и у сложных комплексных систем управления парком. Сергей Вислов, менеджер по развитию бизнеса компании Meta System, специализирующейся на страховой телематике, считает, что топливные датчики перестали быть серьезной проблемой для мошенников.

В кризис найдут применение и системы, отслеживающие манеру езды водителя и помогающие ему увеличивать ресурс работы грузовика. Как считает директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Максим Бочков, отрасль становится более агрессивной и направленной на максимальное снижение логистических издержек.

В качестве еще одного фактора, влияющего на изменение структуры российского рынка телематики, стало обязательное оснащение российского транспорта системой экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Такие устройства уже содержат в себе весь функционал для мониторинга транспорта.

«Мы ожидаем, что в 2017 году до 30% продаваемого коммерческого транспорта будет иметь полноценные телематические устройства уже с конвейера. Это повлияет на участников рынка телематики: им придется сместиться в сторону обслуживания, специализированного программного обеспечения и нишевых решений», — прогнозирует Владимир Макаренко, директор по развитию компании Fort Telecom, производящей устройства для ЭРА-ГЛОНАСС.