Материалы выпуска
Композиция глобальной индустрии Рынок «Германия — рынок с высоким инновационным потенциалом» Решения Вспененные идеи Инновации В свободном плавании Решения Технологии без границ Инновации
Инновации
Материалы выпуска
Технологии без границ
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Татьяна Иванова
Повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями — проявление социальной ответственности глобальных компаний Фото: Олег Никишин для MFW
Текстильная промышленность в ближайшее время может стать драйвером индустрии высоких химических технологий. Самые сложные задачи транслирует сегмент одежды и аксессуаров для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Стремительное развитие хайтек-технологий и их проникновение во все сферы жизни привело к тому, что в текстильной промышленности высокотехнологичные ткани стали не менее популярными, чем натуральные. Это актуально даже для рынка масс-маркета: например, известная японская компания Uniqlo специализируется именно на создании функциональной, удобной и красивой одежды из синтетических материалов. Компания выпускает коллекции по доступной цене, не уступая при этом по качеству продукции большинства брендов более высокого класса.

Однако сам процесс создания тканей с новыми фактурами невероятно сложный. На помощь здесь приходят химические концерны, имеющие в активе синтетические материалы, которые применяются практически во всех сферах жизни — от таких сложных и комплексных, как авиа- и автомобилестроение, до бытовых и повседневных — производство косметики, одежды, мебели.

Россия сегодня старается следовать мировым тенденциям: так, в конце октября в инновационном фонде «Сколково» в рамках форума «Открытые инновации» прошел круглый стол Fashion Tech and Wearable, посвященный использованию современных материалов с полимерным покрытием на рынке моды в целом и новому сегменту одежды для людей с ограниченными возможностями в частности. Одним из спикеров программы стала основатель проекта Bezgraniz Couture Янина Урусова.


Соавторы проекта Bezgraniz Couture Янина Урусова и Тобиас Райзнер занимаются социальным предпринимательством с 2011 года, а с 2014-го совместно с Британской высшей школой дизайна разрабатывают коллекции функциональной одежды для людей с особенностями тела. Именно Янина Урусова ввела в употребление важное для этого сегмента понятие «ребрендинг инвалида», где в центре внимания находится коммуникационная кампания по изменению качества жизни людей с ограниченными возможностями.


Повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями через изменение восприятия обществом такой сложной и неоднозначной темы, как инвалидность, — главная задача проекта. Янина Урусова рассказала участникам круглого стола о предметах одежды Bezgraniz Couture из коллекции «Новаторы», которые были выполнены из высокотехнологичных тканей для людей с ограниченными возможностями здоровья. Партнером проекта, предоставляющим технологические решения для таких сложных задач, выступает один из крупнейших производителей полимеров — компания Covestro.

«Инновация рождается в экстремальных условиях, требующих незамедлительных, отходящих от нормы действий: люди с инвалидностью ежедневно изобретают новые решения, о которых обычный потребитель даже не задумывается», — цитирует Янина Урусова данные отчета Sustainable Value Creation Through Disability.

Она рассказала, как в июле этого года в Леверкузене состоялся недельный воркшоп, в ходе которого проект Bezgraniz Couture, Британская высшая школа дизайна и студенты немецких вузов открыли для себя новые возможности применения полимерных покрытий компании Covestro для нового сегмента рынка. Результатом воркшопа стал прототип функциональных брюк с использованием технологичных тканей, позднее успешно представленный на двух неделях моды: на неделе моды в Лос-Анджелесе и на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в Москве, а также в Дюссельдорфе в рамках международной выставки полимеров и каучуков «K 2016».

Британская топ-модель с инвалидностью Джек Айерс открыл показ «Новаторы» Bezgraniz Couture в шортах и куртке, разработанных дизайнером костюма — студенткой БВШД Ириной Петровской Фото: Олег Никишин для MFW

«Умная» химия становится все более востребованным продуктом на рынке одежды и аксессуаров. Так, например, компания Covestro предлагает широкий выбор волокон для производства нитей способом наплавления — от эластичных термопластичных полиуретанов до поликарбоната высокой прочности. Первые хорошо подходят для аддитивного производства благодаря высокой стойкости к истиранию и эластичности и поэтому идеальны для таких областей, как спорт, обувь и автомобильная промышленность. В свою очередь, поликарбонаты используются в области освещения, дизайна и других сегментах, где требуется прочность даже при высоких температурах.

У текстильной промышленности есть огромный потенциал по взаимодействию с хайтек-электроникой. Например, американские корпорации Google и Levi's разрабатывают технологию проводной нити, с помощью которой можно будет управлять тканью через Bluetooth, например, задавать ей форму. Потенциальные потребители, а значит, и рынки для такой продукции уже есть.