Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Блокбастеры вирусного фронта

Фото: Сергей Куликов/ТАСС
Фото: Сергей Куликов/ТАСС
Противовирусные препараты не без поддержки государства завоевали на российском фармрынке очень устойчивые позиции. Более того, этот сегмент растет темпами, вдвое превышающими рынок в целом. В чем причина такого бурного роста?

В этом году осень для производителей противовирусных и иммуномодулирующих препаратов началась рано. Первую волну респираторно-вирусных инфекций Роспотребнадзор прогнозировал еще в середине сентября. Российский фармрынок с энтузиазмом ответил на это ожидание.

НИИ гриппа Министерства здравоохранения РФ рекомендует три группы лекарств для лечения гриппа: противовирусные препараты с прямым противовирусным или иммуномодулирующим действием (индукторы интерферона), препараты для дезинтоксикационной и антиоксидантной терапии и препараты для облегчения симптомов гриппа. По данным российской исследовательской компании DSM Group, в сентябре в тройку лидеров коммерческого рынка лекарств, объем которого составил 54,9 млрд руб. (с НДС), выдвинулись сразу два противовирусных препарата из первой группы, назначаемых при ОРВИ и гриппе.

«Кагоцел» компании «Ниармедик Плюс», обладающий иммуномодулирующим действием, всего за месяц переместился с 30-го на первое место общего рейтинга коммерческого аптечного рынка, завоевав на нем в стоимостном выражении почти процент (0,97%).

«Ингавирин» производства «Валента Фарм», в состав которого входит имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты противовирусного действия, с августа продвинулся с 35-го на третье место с почетными 0,84% рынка. Если учесть, что на втором месте рейтинга с 0,88% рынка оказался «Терафлю» компании «Новартис АГ» из третьей группы, используемый для снятия симптомов ОРВИ и гриппа, нужно признать, что к сезону простуд россияне приготовились.

«Это сезонный всплеск, — говорит директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева. — Пик заболеваемости гриппом и другими простудными заболеваниями приходится на сентябрь—октябрь, а также февраль—март. Соответствующим образом реагирует и рынок. Правда, в этом году сезон начался раньше, чем обычно. Значит, период повышенного спроса на противовирусные препараты, вероятно, продлится дольше. Что не может не отразиться на продажах».

Механизм запуска

Толчок к развитию рынка противовирусных препаратов в России дала эпидемия свиного гриппа A/H1N1 в 2009 году, что обусловило в этом сегменте рекордный рост продаж на 30%. Именно тогда в методические рекомендации Минздравсоцразвития РФ «Схемы лечения и профилактики гриппа, вызванного вирусом типа A/H1N1, у взрослых и детей» были включены отечественные противовирусные препараты «Арбидол» компании «Фармстандарт» и «Кагоцел». В 2009 году продажи «Арбидола», по данным «Фармстандарта», выросли более чем вдвое. В 2010 году продажи противовирусных препаратов упали, но «Арбидолу» удалось обойти прежнего лидера в этом сегменте российского рынка — швейцарский препарат «Тамифлю». С 2012 года продажи противовирусных препаратов, используемых при ОРВИ и гриппе, в России постоянно увеличиваются. Наибольший пик продаж за последние годы — плюс 45% — был отмечен в сентябре 2012 года, когда главный санитарный врач России Геннадий Онищенко озвучил прогноз масштабной эпидемии гриппа с превышением порога заболеваемости нескольких предыдущих сезонов. В сентябре 2015 года денежный объем продаж противовирусных препаратов увеличился по сравнению с предыдущим аналогичным периодом на 11%. За первые восемь месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го объем продаж противовирусных и иммуномодулирующих препаратов, согласно данным международной компании IMS Health (входит в холдинг Quintiles IMS), специализирующейся на исследованиях фармацевтического рынка, в стоимостном выражении вырос на 27%.

 Блокбастеры вирусного фронта
По сравнению с 2010 годом в сегменте противовирусных препаратов безрецептурного отпуска сменился лидер: по данным IMS Health, доля «Кагоцела» выросла в денежном выражении с 1,08% рынка в 2009 году до 18% в 2016-м. «Арбидол» сейчас занимает в десятке лидеров четвертое место (9% рынка противовирусных препаратов). Характерно, что места в десятке лидеров этого сегмента сплошь принадлежат отечественным брендам: на втором месте — «Ингавирин» от «Валента Фарма» (17% рынка), на третьем — «Эргоферон» от «Матера Медика Холдинг» (11%), на пятом — «Виферон» компании «Ферон» (9%).

Российский фактор успеха

Даже без учета сезонности эксперты прогнозируют устойчивый рост в сегменте противовирусных препаратов. Какие для этого есть основания?

Во-первых, природа ОРВИ и гриппа. Что бы ни происходило в экономике и политике, сколько бы денег ни оказалось в кошельке рядового потребителя, приходит осень, и люди устремляются в аптеку за лекарствами. Это спрос, который очень легко спрогнозировать и невозможно отложить.

Во-вторых, поддержка государства. «Если бы меня попросили назвать три фактора, влияющих на коммерческий успех российских противовирусных препаратов на рынке, я бы ответил так: первый фактор — действия госрегулятора, второй — действия госрегулятора, третий — возможность эпидемии гриппа, — говорит генеральный директор «IMS Health Россия» Николай Демидов. — От регулятора зависит очень многое, даже если впрямую не называть конкретные торговые наименования в методических рекомендациях. Именно регулятор определяет, какие лекарственные средства войдут в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, которые обязательно должны присутствовать в аптеках. В России, например, и врачи, и население очень лояльны к иммуномодуляторам».

 Блокбастеры вирусного фронта

В мае 2016 года Федеральная антимонопольная служба предупредила Министерство здравоохранения РФ о нарушении закона о защите конкуренции и запретила упоминать в рекомендациях по диагностике и лечению гриппа конкретные торговые наименования лекарственных препаратов, чтобы не ущемлять права участников фармакологического рынка. Реагируя на предупреждения антимонопольного органа, Минздрав исключил торговые наименования противогриппозных лекарственных препаратов из методических рекомендаций, оставив только международные непатентованные наименования (МНН). Но это вряд ли изменит расклад на рынке. По прогнозам экспертов, российские препараты по-прежнему будут занимать в сегменте противовирусных и иммуномодулирующих средств безрецептурного отпуска лидирующие позиции.

Еще один фактор, влияющий на успех российских противовирусных и иммуномодулирующих препаратов, — то, что они относятся к группе лекарств безрецептурного отпуска. С одной стороны, это делает их более доступными для потребителя, с другой — упрощает процедуру продвижения для производителя.

Доля безрецептурных препаратов, по данным IMS Health, составила в России в 2015 году 88,2% всех продаж противовирусных препаратов в стоимостном выражении. Доля отечественных препаратов здесь особенно весома: 89,9% в 2015 году. «В этой ситуации многое зависит от рекламной деятельности компании-производителя, а также от того, какие рекомендации покупатель услышит от первостольника (специалист, обслуживающий посетителей аптеки.— РБК+)», — считает Юлия Нечаева. «В последние два года компании — производители противовирусных препаратов не ограничиваются рекламой и проводят большую работу с аптечными сетями, — добавляет Николай Демидов. — В результате рынок противовирусных средств, используемых при ОРВИ и гриппе, уверенно растет и по объему продаж, и даже по стоимости упаковки препарата, что в кризис особенно важно, потому что сейчас покупатели часто переходят на более дешевые лекарства».

Перспективы роста

 Блокбастеры вирусного фронта
 По мнению экспертов, этот сегмент лекарственного рынка и в дальнейшем будет одним из самых перспективных. «Скажу больше, — продолжает Николай Демидов. — Сейчас мы наблюдаем разворот фармацевтического рынка в целом. Если не произойдет резкого снижения покупательной способности населения, в третьем квартале 2016 года прогнозируется рост рынка с темпами не ниже 10% в год в денежном выражении. Однако в сегменте противовирусных препаратов темпы роста будут выше примерно вдвое. То есть вполне реальная цифра — это плюс 20%. Но только в том случае, если в России не будет эпидемии гриппа. Если же нас накроет эпидемия, темпы роста продаж противовирусных и иммуномодулирующих препаратов будут сверхвысокими — такими, что российские лекарства можно будет поставить в пример западным блокбастерам».

Последние данные о заболеваемости гриппом в регионах России свидетельствуют о том, что вполне возможен второй вариант. На прошлой неделе Роспотребнадзор уже выявил у заболевших в 11 регионах страны штамм гонконгского гриппа AH3N2, который до этого в России практически не циркулировал в течение многих лет. Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова уже предупредила, что заболевание этим гриппом проходит нелегко и что в конце 1960-х годов вирус AH3N2 унес жизни тысяч людей. Как на прогноз Роспотребнадзора отреагирует рынок аптечных продаж противовирусных и иммуномодулирующих препаратов, станет известно совсем скоро.

Скачать Содержание
Закрыть