Решения , Весь мир ,  
0 

Завтра лучше, чем вчера

Фото: Александр Рюмин/ИТАР-ТАСС
Фото: Александр Рюмин/ИТАР-ТАСС
Россия одной из первых в мире стран начала разрабатывать программы экологического образования, ставшего предтечей образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Однако сегодня мы находимся на периферии общемировых образовательных трендов.

В образовании в интересах устойчивого развития нет ничего такого, чего не понял бы даже воспитанник детского сада. В российских детсадах и младшей школе есть занятия, посвященные охране природы, но дальше этого дело, как правило, не идет. Детей не учат заботе о собственном будущем, ответственному потреблению, знания об экологии не лежат в основе образовательного процесса.

Чтобы познакомить детей с идеей устойчивого развития, идеально подходят уроки географии, считает президент географического факультета МГУ имени Ломоносова Николай Касимов. Самый важный аспект устойчивого развития, экологический, — органическая часть любого раздела географии. Однако география сегодня оказалась среди предметов-аутсайдеров. За один час в неделю учитель-предметник едва успевает преподать зачатки знаний.

Возможно, элементы ОУР могли бы появиться в проектной деятельности школьников, но это зависит от доброй воли самих преподавателей. В странах, где ОУР вписано в учебные программы начиная с детского сада, его продвигают на государственном уровне. В России новые стратегии образования в интересах устойчивого развития пока не встречают поддержки со стороны государственных институций — хотя бывший министр образования Александр Фурсенко и участвовал в международных конференциях ОУР, дальше деклараций дело не пошло. «Пока в Министерстве образования нет ни подразделения, ни человека, который занимался бы этой темой, она так и останется на периферии», — констатирует Николай Касимов.

Доктор педагогических наук Марина Аргунова защитила диссертацию на тему «Модернизация школьного образования как необходимое условие перехода к устойчивому развитию». Главная идея Аргуновой в том, что устойчивое развитие должно быть в школе «надпредметным», то есть не отдельной дисциплиной, а новым подходом к образованию в целом. Но школа находится в состоянии перманентной реформы, и устойчивое развитие как генеральная линия поддержки не находит. Даже курс «Экология Москвы», который был введен в столице в 2007 году для одиннадцатых классов, исчез бесследно.

Высшая школа

Об устойчивом развитии студенты МГУ узнают на географическом факультете, когда доучиваются до магистратуры. Курс читает профессор кафедры рационального природопользования доктор географических наук Юрий Мазуров. Он один из немногих российских ученых, серьезно включенных в тему устойчивого развития. Профессор Мазуров считает, что современная система российского высшего образования, когда студент с каждым годом обучения выходит на все более узкую специализацию, противоречит логике УР, требующей более широкого взгляда на жизнь. «Идеология образования в интересах устойчивого развития изъята из обращения, потому что не дает быстрых денег», — считает Юрий Мазуров.

Понять, как выглядит образование, когда устойчивое развитие формирует взгляд на любые дисциплины и специальности, могут студенты, которые проходят практику в европейских университетах.

Ольга Шувалова, будучи аспиранткой географического факультета МГУ, отправилась по обмену на годичную практику в Вагенингенский университет в Нидерландах (Wageningen University). Она выбрала три курса: социология, статистика и ландшафтное планирование. Ольга поясняет, что устойчивое развитие существует в голландском университете не как курс, а как основная идея обучения, в которую погружены все дисциплины, как бы они ни назывались. Сам университетский корпус под названием «Земля» — настоящее воплощение главных принципов УР. Внутри здания растут деревья, а вода циркулирует, как и в природе, по замкнутому циклу — использованная вода очищается и снова идет в дело.

В Вагенингене практические занятия по каждой дисциплине строились на трех главных принципах УР: удобство для социума, польза для окружающей среды, экономическая выгода. Например, в качестве практики ландшафтного планирования студенты выезжали составлять карту развития территории, прилегающей к порту в городе Маастрихт. Работа начиналась с опроса местных жителей: что их устраивает, а что — нет. От социума проектанты переходили к оценке плана преобразования территории, исходя из пользы или вреда для окружающей среды. Экономическая привлекательность проекта не должна была ставить под удар ни удобство для людей, ни рациональное природопользование.

В России с 2007 года действует магистерская программа «Устойчивое развитие и стратегическое управление в энергетике» в Международном институте энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России. Она разработана совместно с шотландским Университетом Сент-Эндрюс (University of St Andrews). В Шотландию по обмену могут съездить всего шесть студентов, а желающих, конечно, больше. Нужны высокие оценки за бакалавриат, рекомендации преподавателей. «Отбор на программу — конкурсный, — рассказывает куратор программы Лада Иванова. — Курс поделен на две части — устойчивое развитие в ТЭК студентам преподают в Шотландии, а стратегический менеджмент в энергетике — в России».

На курсе в Сент-Эндрюсе развитие ТЭК рассматривается как часть большого процесса, который включает бережное природопользование, социальную политику в отношении малочисленных народов и ведет к сбалансированному экономическому росту. Например, студенты исследуют развитие нефтегазовой промышленности в условиях изменения климата.

Штучное образование нескольких будущих специалистов в Университете Сент-Эндрюс не единственный пример обучения российских студентов принципам устойчивого развития. Учащиеся крупных российских вузов ездят на практику в Токийский университет, один из идеологических центров УР. Это химики, географы, экономисты и экологи. В нашей стране защищено уже более тысячи диссертаций, в основном по экономическим наукам, в названии которых встречается словосочетание «устойчивое развитие», из них 11 работ посвящено образованию в интересах УР.

Ольга Шувалова после учебы в Нидерландах защищала кандидатскую диссертацию о развитии сельских территорий. Ольга рассказывает, что ей действительно пришлось «защищаться» — слова об устойчивом развитии не вызвали у ученого совета понимания. Но она считает, что даже без поддержки сверху концепция УР все равно проникает в общество и науку, и возможно, лет через десять устойчивое развитие станет и у нас глобальным направлением в образовании.


Чему учатся бизнесмены              

Руководитель Центра устойчивого развития бизнеса в Московской школе управления «Сколково» Наталья Зайцева рассказала, что центр создавался, чтобы показать: стратегии УР встроены в ядро бизнеса и приносят прибыль, а не являются необязательным элементом. «Устойчивое развитие — это не просто компенсация деятельности вроде высадки деревьев, а устойчивые практики работы с персоналом, устойчивые цепочки поставок продукции и сырья, ответственное природопользование», — объясняет эксперт.

Центр разрабатывает короткие программы (на несколько дней) в разных форматах — лекции международных и российских экспертов-практиков, обсуждения среди самих предпринимателей. Здесь показывают, как в российских условиях, в рамках существующего законодательства развернуть свой бизнес в сторону устойчивого развития и не потерять на этом, а приобрести.

Среди слушателей Центра устойчивого развития бизнеса — менеджмент среднего звена и представители малого и среднего бизнеса, многие из которых приходят сюда со своими кейсами — например, владелец компании по переработке мусора или сети магазинов фермерских продуктов. Но в результате новые возможности могут увидеть представители любого бизнеса, не обязательно связанного с экологией. «Устойчивое развитие — это общекорпоративная практика, основа бизнеса, хотя в России такой подход пока разделяют не все», — считает Наталья Зайцева.

Скачать Содержание
Закрыть