Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Производная от экономики

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Увеличение числа лизинговых контрактов свидетельствует об увеличении активности со стороны предприятий и росте инвестиций. Впрочем, по словам экспертов, отрасль еще не оправилась от дефолта крупных клиентов.

Признаки роста

По мнению экспертов, на российском рынке лизинга наметился устойчивый рост. Как говорится в исследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), за девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса увеличился на 17% и достиг 450 млрд руб. Только в третьем квартале 2016 года стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд руб. (год назад данный показатель составлял 140 млрд руб.). Это позволяет участникам рынка надеяться на рост по итогам года. «Мы ожидаем прирост общего объема в пределах 8–10%, при этом экспортно ориентированные отрасли, в том числе нефть, газ, лесопереработка и химия, продолжают чувствовать себя комфортно за счет девальвации рубля и увеличения выручки», — говорит генеральный директор компании «Росбанк Лизинг» Гурам Кудрявцев. По его словам, в целом на лизинговом рынке ситуация лучше выглядит в тех отраслях, где присутствует активная господдержка, так как государство остается важнейшим актором в регулировании экономической активности. Более того, по величине портфеля, который равен около 3 трлн руб., лизинговый сегмент является вторым после банковского.

Помимо этого рост рынка объясняется эффектом низкой базы. В 2013–2015 годах объем лизингового бизнеса в России упал на 30%, в итоге в рэнкинге европейских лизинговых рынков отечественный опустился с пятого на 11-е место. Более того, в объеме российского ВВП доля лизингового бизнеса за 2015 год составила всего 1%, что на 0,3 процентного пункта ниже уровня 2014 года. Таким образом, российский рынок оказался сопоставим с такими странами, как Испания, Турция или Италия, однако серьезно отстает от европейских лидеров — Франции, Германии и Великобритании, где лизинг занимает не менее 1,8% от ВВП. На позиции российского рынка в мировом рэнкинге оказала влияние девальвация рубля: по данным RAEX, только из-за падения курса российской валюты объем рынка лизинга в пересчете на евро сократился на 26%.

«Сейчас лизинговый рынок растет опережающими темпами по сравнению с экономикой в целом и основными отраслями. Это может означать появление предпосылок к увеличению инвестиций в экономике, повышению деловой активности и преодоление дна кризиса с заделом на рост производства в 2017 году», — говорит аналитик ГК «ТелеТрейд» Марк Гойхман. По его словам, рынок поддерживают сокращение инфляции и связанное с этим падение ставок. «Можно предположить, что в целом сохранится тенденция к росту, хотя и с меньшими темпами — примерно 10% в 2017 году», — говорит Гойхман.

Новые лидеры

Самое удивительное, что в условиях кризиса лидерами по объему лизинговых договоров стали прежде всего предприятия малого и среднего бизнеса: за девять месяцев они заключили контракты на 270 млрд руб., или 60% новых контрактов (см. статью на с. 2). При этом ключевую роль, по данным RAEX, сыграл автолизинг, доля которого на рынке составила около 38%, тогда как раньше лидером рынка считался авиализинг. Это означает, что рынок толкают вперед прежде всего небольшие компании, заинтересованные в приобретении коммерческого транспорта, а не крупные авиаперевозчики. «Текущее состояние экономики вносит свои коррективы в работу компаний: волатильность курса рубля и банкротство крупного авиаперевозчика «Трансаэро» изменили саму структуру рынка. Лучше всего дела обстоят в секторах, которые получают поддержку от государства, в первую очередь это авторынок и сельское хозяйство», — говорит региональный директор инвестиционной сети eToro в России и СНГ Павел Салас. При этом хуже всех себя чувствует сегмент строительства, который заметно пострадал от падения покупательной способности населения и ослабления курса рубля. Более того, просевшими секторами Марк Гойхман называет лизинг оборудования для ЖКХ (сократился на 75,6%) и медицинской техники (падение на 29,9%), а также лизинг энергетического и полиграфического оборудования, объемы которых снизились на 48,1 и 41,6% соответственно. «В качестве примера направлений, в которых ситуация складывается хуже, можно назвать строительный сектор. Практика показывает, что реализация крупных инфраструктурных проектов часто сопровождалась банкротствами и финансовыми трудностями основных подрядчиков, за исключением небольшого количества игроков», — подтверждает Гурам Кудрявцев.

Перспективным становится лизинг не только автомобильного транспорта, но и железнодорожного. По словам Гурама Кудрявцева, этот сегмент выглядит достаточно привлекательно в перспективе ближайших двух-трех лет. Еще одной точкой роста эксперт называет сектор медицины, однако его развитию помогла бы отмена НДС по договорам лизинга. «Медицинские активы продаются без НДС, тогда как лизинг считается услугой и НДС облагается. Эта ситуация не позволяет увеличить финансирование в медицинском секторе», — говорит Гурам Кудрявцев.

Неоднозначный прогноз

Одной из главных проблем отрасли эксперты называют ухудшение качества активов, о котором свидетельствует объем реструктурированной задолженности. По оценкам RAEX, этот показатель вырос за год к октябрю 2016 года с 18 до 20%. Согласно результатам опроса, проведенного RAEX среди лизинговых компаний, второй год подряд главным негативным фактором для рынка остаются высокие процентные ставки по кредитам. На втором месте — нехватка платежеспособных «качественных» клиентов, на третьем — недостаток у лизингодателей заемного финансирования. В такой ситуации на рынке по-прежнему продолжают доминировать крупные государственные компании, на которые приходится около половины всего рынка.

По прогнозам RAEX, объем нового бизнеса в 2016 году вырастет на 17% и составит около 640 млрд руб.: железнодорожный сегмент сократится на 10%, объем авиализинга останется примерно на уровне прошлого года, а прочие сегменты суммарно увеличатся на 40% за счет их небольшого размера и эффекта низкой базы прошлого года. «В следующем году вполне можно ожидать сохранения позитивной тенденции на лизинговом рынке в целом. Автолизинг, скорее всего, останется главным драйвером, хотя вероятно некоторое снижение активности ввиду истечения срока госпрограммы. Рост на сети РЖД может поддержать железнодорожный сегмент», — говорит главный аналитик брокерской компании Global FX Сергей Мельников. При этом, по его словам, лизинг строительной техники получит поддержку на фоне активной подготовки инфраструктурных объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Инструменты Лизингодатели оценили малый бизнес
Скачать Содержание
Закрыть