Инструменты , Весь мир ,  
0 

Лизингодатели оценили малый бизнес

Фото:  DPA/TACC
Фото: DPA/TACC
Доля сегмента малого и среднего бизнеса в новых сделках на рынке лизинга в 2016 году достигла максимума за последние три года.

По данным совместного исследования рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») и Объединенной лизинговой ассоциации, на сегмент МСБ на лизинговом рынке за девять месяцев 2016 года пришлось около 60% нового бизнеса, или 270 млрд руб. В 2015 году доля МСБ в сделках лизинга составляла 56%, в 2014-м — 47%, в 2013-м — лишь чуть более 30%. На фоне сжатия рынка в целом спрос малых и средних компаний на продукты лизинга оказался более устойчивым. Годом ранее аналитики объясняли этот феномен в том числе новыми критериями классификации предприятий сегмента МСБ. Порог выручки для малых и средних компаний был повышен вдвое, и сегмент вырос за счет средних компаний, которые ранее классифицировались как крупный бизнес.

Экспансия крупных компаний в сектор МСБ продолжится и в 2017 году. «Активное участие в рознице за январь—сентябрь 2016 года продемонстрировали лидеры рынка, компании из топ-20. В итоге доля крупных корпоративных клиентов в структуре нового бизнеса за это время снизилась до 38% — это минимальный показатель за последние пять лет», — отмечает младший директор по банковским рейтингам RAEX Руслан Коршунов.

По данным RAEX, за год снизилась и средняя стоимость лизинговой сделки — с 6,5 млн до 6,2 млн руб. Крупные лизинговые компании активизировали региональные продажи, что также способствовало росту количества сделок с компаниями малого бизнеса — рост объемов нового бизнеса с МСБ в регионах за девять месяцев вырос на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Некоторые игроки, такие как «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-лизинг», сократили свое присутствие в Москве более чем на 70% по сравнению с 2015 годом. «После пиковой фазы кризиса мы видим, что сконцентрированность на столице продолжает снижаться, похожая тенденция была и в 2010–2011 годах», — говорит Руслан Коршунов.

Эксперты отмечают, что спрос на лизинг оборудования напрямую зависит от инвестиционной активности бизнеса. В третьем квартале 2016 года доля компаний МСБ, готовых инвестировать в развитие бизнеса собственные средства, существенно выросла. Такие данные приводят авторы ежеквартального исследования деловой активности малого и среднего бизнеса (проводит Промсвязьбанк и «Опора России»)  — Индекс Опоры RSBI. «Наращивать инвестиции сейчас готовы 15% предпринимателей, три месяца назад таких было на 4% меньше. При этом доля предпринимателей, сокращавших вложения в бизнес, осталась на уровне второго квартала и составляет 9%», — говорит вице-президент — управляющий директор по развитию малого бизнеса Промсвязьбанка Кирилл Тихонов. По его мнению, дальнейшее стимулирование лизинговых сделок для МСБ на государственном уровне способно поддержать инвестиционную активность в секторе.

Размер не имеет значения

В этот раз лизинговые компании, похоже, заинтересованы осваивать рынок МСБ в долгосрочной перспективе, — ключевые игроки не скрывают, что активно наращивают конкурентные преимущества по стоимости своих услуг, продуктам и технологиям оценки рисков.

Так, компания «Сбербанк Лизинг» во втором полугодии снизила авансы на отечественную сельхозтехнику и продлила сроки финансирования для клиентов сегмента МСБ, занятых в сельском хозяйстве. В рамках специальной программы для МСБ также упрощена процедура принятия решения по сделке и не запрашиваются финансовые документы заемщика. «Требования лизинговых компаний к представителям МСБ за последнее время стали более взвешенными. Откровенный демпинг, существовавший несколько лет назад в лизинговой отрасли, сменился рациональным подходом. Финансовые организации формируют качественный портфель, что позволяет постепенно вводить новые продукты и в целом улучшать условия для лизингополучателей», — говорит Вячеслав Спиров, директор департамента корпоративного бизнеса компании «Сбербанк Лизинг».

Рост конкуренции за клиента отмечают и представители рынка, изначально специализирующиеся на работе с малым и средним бизнесом. «Большинство лизинговых операторов сегодня предлагают специальные продукты для МСБ. При этом лизинговые компании выбирают различные стратегии по минимизации рисков и сокращению издержек, связанных с возможным дефолтом лизингополучателя», — говорит Юлия Тарасова, директор департамента маркетинга и развития «Carcade Лизинга». По ее словам, в условиях снижения доходности бизнеса и проблем с выполнением финансовых обязательств по договорам лизинга в 2014–2016 годах лизингодатели были вынуждены искать точки стабилизации и снижения финансовой нагрузки: переносить очередные платежи на будущие периоды, снижать размер ежемесячных платежей за счет изменения срока договора, вводить рассрочку. Этот опыт, по мнению участников рынка, дает некий запас прочности и позволяет расширить работу лизинговых компаний с сектором, традиционно считающимся более рискованным.

«Лизинговые компании адаптировались к рискам, научились работать с проблемными лизингополучателями и увеличили затраты на риск-менеджмент», — отмечает заместитель председателя правления МСП Банка Роман Капинос. Кроме того, по его словам, в 2016 году платежная дисциплина заемщиков из числа МСБ стала лучше, наметилась тенденция к сокращению случаев просрочки и реструктуризации платежей.

По оценкам лизингодателей, МСБ быстро реагирует на внешние изменения. Стабилизация в экономике и потребности бизнеса в новом транспорте и оборудовании определяют рост спроса на лизинг со стороны предпринимателей, небольших и средних компаний. Если существующая в стране инфраструктура поддержки будет улучшена, доля МСБ в сделках лизинга в течение нескольких лет может вырасти до 70–75%, прогнозируют лизингодатели.

Лошадиные силы

Эксперты сходятся во мнении, что рост доли МСБ в новых сделках лизинга в значительной мере обусловлен реализацией государством антикризисных мер по субсидированию лизинга в автомобильной отрасли (см. материал на с. 3), сельском хозяйстве и промышленности. Если раньше лидирующими сегментами рынка по объемам нового бизнеса были авиа— и железнодорожная техника, где малый и средний бизнес практически не представлен, то в 2016 году в лидеры вышли сегменты легкового и грузового транспорта, где доля МСБ существенно больше.

«Особенность автолизинга в том, что эта услуга востребована не только транспортными компаниями, но фактически всеми отраслями бизнеса. Автолизинговые продукты доступны компаниям со сроком работы от трех месяцев, приобрести автомобиль в лизинг возможно с первым платежом в размере 4% от стоимости», — приводят основные факторы успеха сегмента в «Carcade Лизинге».

Автомобили — высоколиквидное имущество, и лизингодатели охотнее идут на такие сделки, добавляют в «Сбербанк Лизинге».

Еще один сегмент, который поддерживает государство и который по этой причине имеет шансы вырасти, — лизинг оборудования. В ряде отраслей бизнес нуждается в перевооружении основных фондов, налаживании производства конкурентоспособных продуктов, говорит заместитель директора Фонда развития промышленности (ФРП) Михаил Макаров: «В декабре мы фактически перезапустили программу льготного лизинга, которая позволяет лизингополучателям финансировать до 27% от общей стоимости оборудования под уникальную ставку 1% годовых в рублях». По условиям программы минимальный бюджет проекта не может быть ниже 20 млн руб. В ФРП отмечают, что цель льготной программы — «раскачать» рынок лизинга промышленного оборудования.

Реформа как драйвер

Крупные игроки рынка лизинга связывают дальнейшее развитие бизнеса в секторе МСБ с реформой отрасли. Напомним, что в рамках запущенной Минфином и Центробанком программы реформирования отрасли предусматривается выделение лизинга в исключительный вид деятельности и перевод лизинговых компаний на учет и отчетность по международным стандартам (МСФО).

«Переход на МСФО для всех лизинговых компаний мы воспринимаем положительно. Учет в таком формате отражает экономическую сущность операций, позволяет кредиторам и инвесторам объективно видеть профиль и финансовый результат компании», — заявили в пресс-службе «ВТБ Лизинга».

Главным итогом реформирования рынка для МСБ и других категорий лизингополучателей должно стать снижение стоимости лизинга. Это произойдет за счет уменьшения стоимости кредитных ресурсов, которые лизинговые компании привлекают у банков для финансирования новых сделок лизинга», — отмечают в «Carcade Лизинге».

Решения Мотор рынка
Скачать Содержание
Закрыть