Материалы выпуска
Время высокого передела Рынок «ТПП — самый понятный партнер для предпринимателей» Рынок Авторитетное мнение Решения Деловая сеть Экспертиза
Экспертиза
Материалы выпуска
Деловая сеть
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Полина Матвеева
Фото: Lori
В период политической и экономической турбулентности выстраивать партнерские связи помогает система торгово-промышленных палат.

Сегодня система торгово-промышленных палат (ТПП) представляет собой сеть, раскинувшуюся по всему миру — более чем в 130 странах. Исторический опыт показывает, что в период непростых межгосударственных отношений ТПП продолжают играть связующую роль в глобальном предпринимательском сообществе, порой заменяя официальные структуры.

Аналоги ТПП, появившиеся в Европе пять веков назад, стали инструментом географической экспансии, сыграли свою роль в развитии капитализма, в то время они представляли интересы отдельных отраслей. Со временем бизнес-сообщество осознало необходимость разработки общих правил в производстве и торговле, повышающих эффективность бизнес-процессов.

Все ТПП объединены в рамках Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC), основанной в 1919 году, со штаб-квартирой в Париже, которая позволяет бизнесу на равных выстраивать отношения с другими международными институтами. По уставу ICC в нее могут входить как коллективные члены — национальные, местные или зарубежные торговые палаты и другие объединения, не занимающиеся коммерческой деятельностью, так и индивидуальные — фирмы, компании и отдельные лица. Всего под «зонтиком» ICC функционируют около 1,5 тыс. коллективных и десятки тысяч индивидуальных членов. Основные задачи, которые решаются в рамках Международной торговой палаты, — это разработка и унификация глобальных стандартов ведения бизнеса, разрешение коммерческих споров, проведение разного рода экспертиз, а также лоббирование интересов бизнеса через взаимодействие с другими международными организациями, например ООН или ВТО.

Исторически сложились две организационно-правовые формы торгово-промышленных палат: континентальная и англосаксонская (встречаются и смешанные). По континентальной модели организованы ТПП Франции, Германии, Италии, Австрии, Турции. В этом случае торгово-промышленные палаты создаются на базе специального национального законодательства, которое и определяет их задачи и полномочия. Требования, которым должен удовлетворять предприниматель, чтобы стать членом палаты (оседлость, занесение в торговый реестр, размер уплачиваемого налога), везде свои. Но ТПП — это всегда корпорация в рамках публичного права. Такой статус дает возможность правительствам делегировать палатам административные и управленческие функции. Например, им дается право заниматься регистрацией бизнеса, сертификацией, аккредитацией, выдачей различных торговых документов. «Континентальные» ТПП имеют, как правило, консультативный статус при правительствах и местных органах власти. Членство в них обычно является одним из условий ведения бизнеса.

Англосаксонскую модель можно обнаружить помимо Великобритании, США, Канады и Австралии также в Бельгии, Норвегии и некоторых других странах. В отличие от континентальной модели здесь не принимают специальных законов, регулирующих деятельность палат. ТПП создаются и функционируют по своим уставам, разработанным деловыми кругами. Сфера их деятельности не регулируется государством, палаты пользуются полной независимостью и самостоятельностью. Членство в палате — дело добровольное, потому членская база, как правило, меньше, чем в палатах, работа которых выстроена по континентальному праву.

В некоторых странах ТПП являются госорганами — например, в Китае, Вьетнаме.

Крупнейшая в мире национальная ТПП — Торговая палата США, в ее составе более 300 тыс. предпринимателей, 3 тыс. региональных палат и палат штатов, более 90 американских торговых палат за рубежом.


Сертификат от санкций     

Для усиления правовой поддержки российских компаний в 2015 году ТПП России приняла новую редакцию «Положения о порядке свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора)». В новой редакции учтены дополнительные случаи, такие как введение иностранным государством запретов и ограничений в области предпринимательской деятельности, проведения валютных операций и других ограничительных и запретительных мер, действующих в отношении Российской Федерации или российских хозяйствующих субъектов, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обязательств по внешнеторговым сделкам.

«Прежде мы сталкивались с такими обстоятельствами нечасто. Но после украинских событий обращений по данному вопросу стало значительно больше», — говорит вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко. К примеру, Украина и страны Европейского союза ввели запреты и ограничения на поставки российских комплектующих военного и двойного назначения, которые предназначались для изготовления экспортируемой Россией высокотехнологичной продукции. В таком случае ТПП в рамках своей компетенции выдает соответствующий сертификат для российских компаний. «Только свидетельство действия обстоятельств непреодолимой силы может стать доказательством, что вины компании нет», — добавляет Владимир Падалко.

Инструменты в помощь     

У ТПП России есть ряд инструментов, необходимых для сопровождения внешнеэкономической деятельности. Палата обладает полномочиями по оформлению и выдаче сертификатов о происхождении товара, которые необходимы для таможенного оформления, они нужны также для получения таможенных льгот и преференций при торговле со странами — участницами соглашений с Россией о свободной (беспошлинной) торговле. Еще один документ, выдаваемый ТПП, — это карнет АТА, заменяющий таможенные декларации и позволяющий оформить временный ввоз и вывоз товаров по упрощенной схеме.

К таким товарам относятся, в частности, профессиональное оборудование, спортивное снаряжение, выставочные экспонаты, коммерческие образцы. Такая необходимость появляется не только в международной коммерческой практике. Очень популярны карнеты АТА при организации гастролей музыкальных и театральных коллективов за рубежом, многочисленных культурных мероприятий, промышленных и художественных выставок, съемок кинофильмов и телепрограмм в 75 странах, участвующих в системе карнетов АТА.