Материалы выпуска
Работа для маленьких Рынок Доля на вырост Решения «Факторинг, пожалуй, самый удобный инструмент для МСБ» Экспертиза
Рынок
Материалы выпуска
Работа для маленьких
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Юлия Глуховская
Фото: Getty Images
Малый и средний бизнес продолжает жить в условиях кризиса продаж. Новые рынки сбыта предприниматели ищут у крупных заказчиков и государства, которые, в свою очередь, тоже поворачиваются к малому бизнесу.

Снижение потребительской активности россиян ударило в первую очередь по торговле и сфере услуг, где преимущественно трудятся небольшие компании. Предприниматели стали искать новые рынки сбыта. Так, выросла доля небольших подрядчиков в госзаказе, увеличилось и количество желающих работать с крупными заказчиками. Эксперты связывают дальнейшее развитие сектора МСБ с кооперацией малых предприятий с крупным бизнесом — частным или государственным.

Кризис продаж

Малый бизнес вообще, а российский в особенности по большей части представлен микробизнесом, действующим прежде всего в общественном питании и розничной торговле, отмечает руководитель лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Чепуренко: «В этом смысле он всегда в первую очередь откликается на динамику спроса со стороны населения».

А спрос на продукцию малых и средних предприятий в условиях экономической нестабильности заметно снизился. Так, по данным Индекса Опоры RSBI (его ежеквартально рассчитывает Промсвязьбанк совместно с «Опорой России»), отражающего деловую активность МСБ, весь прошедший год бизнес выживал в условиях низких продаж. Компонента продаж индекса уже в конце 2014 года остановилась на 49 пунктах, что отражало начало негативных тенденций на рынке сбыта продукции МСБ, — показатель ниже 50 пунктов, согласно методике индекса, говорит о снижении деловой активности небольших компаний. В конце 2015 года индикатор доходов МСБ достиг своего дна — 33 пункта. Затем подындекс продаж стал медленно восстанавливаться, но так и не достиг исходной точки.

«Темпы падения выручки компаний малого и среднего бизнеса в прошлом году несколько замедлились, если сравнивать с резким снижением спроса на продукцию МСБ в 2015 году. Именно тогда кризис продаж ощутила почти половина предприятий. Однако в целом доход от продаж продолжал снижаться на протяжении всего 2016 года», — отмечает старший вице-президент Промсвязьбанка, руководитель блока «Средний и малый бизнес» Александр Чернощекин.

Розничный бунт

Предпринимателям и дальше предстоит работать в условиях низкого спроса. Шок от девальвации рубля у покупателей прошел, но тратить семейный бюджет граждане не торопятся. «Население привыкло к снижению потребительских стандартов. Люди стали сдержанно тратить, в том числе на подготовку детей к школе, и не отказываются от стратегии экономии даже в праздничные дни», — описывают поведение потребителей в Институте социальной политики НИУ ВШЭ по результатам ежегодного мониторинга положения населения страны.

За 11 месяцев 2016 года общий розничный товарооборот в сопоставимых ценах уменьшился на 5,1%. Розничный оборот платных услуг и общественного питания за десять месяцев 2016 года сократился на 4 и 8,5% соответственно. За весь период экономического спада — с октября 2014 года по ноябрь 2016-го — объем розничного оборота товаров и услуг снизился на 15,4%.

По данным Росстата, оценки общей экономической ситуации и личного материального положения потребителями в прошлом году стали чуть более оптимистичными. Индекс потребительской уверенности в ноябре 2016 года вырос на 8,5 пункта по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, но тем не менее пока находится в отрицательной зоне: минус 17,9%. Хуже себя чувствовали только граждане Болгарии (минус 25,6%) и Греции (минус 66,9%). Самый высокий показатель — в Финляндии (19,9%) и Швеции (13,1%). Однако россияне по-прежнему не готовы к серьезным расходам — индекс благоприятности условий для крупных покупок, рассчитываемый Росстатом, в конце прошлого года оставался на уровне порядка минус 33%. Дальнейшего падения материального положения в 2017 году ожидают 23% потребителей. Годом ранее такие опасения испытывали чуть более трети населения.

«Население переходило на более дешевые продукты питания и сокращало объемы потребления товаров и услуг на протяжении всего прошлого года. К ноябрю этих стратегий придерживались более 40% граждан», — говорится в исследовании Института социальной политики. Поиском дополнительных заработков и более высокооплачиваемой работы занимались 18% россиян.

Хрупкое положение потребителей напрямую отражается на малом бизнесе.

«Рентабельность многих компаний за год заметно упала из-за снижения покупательского спроса и роста себестоимости ведения бизнеса. Реестр МСП показал, что этот сектор на 95% состоит из микробизнеса — предприятий с выручкой до 120 млн руб. в год и численностью персонала до 15 человек. С одной стороны, у микропредприятий нет налоговых стимулов для роста до малого или среднего бизнеса, они не хотят уходить со специального налогового режима. С другой — возможностей расти у них тоже нет, поскольку отсутствуют стабильные рынки сбыта продукции и стоимость заемного финансирования очень высока», — подытоживает президент «Опоры России» Александр Калинин.

Работать на крупных

Предприниматели ищут альтернативные рынки сбыта. «Большая часть российской экономики — государственный сектор, поэтому госзаказ представляется тем инструментом, который позволяет малому бизнесу получить дополнительный, не зависящий от конъюнктуры рынка спрос», — отмечает руководитель лаборатории исследований предпринимательства Института региональных проблем Феликс Песков.

По словам руководителя центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексея Порошина, работа с крупными заказчиками, которым удалось сохранить обороты, стала чуть ли не единственным источником стабильности для предприятий МСБ в условиях кризиса на розничном рынке. Чиновники рапортуют о росте доли малых предприятий в госзакупках. По данным Минэкономразвития, за три последних года объем прямых контрактов государственных и муниципальных учреждений с компаниями МСБ вырос почти вдвое и достиг 610 млрд руб., или порядка 12% от общего объема всех заключенных контрактов. Годовой объем закупок крупнейших заказчиков, взаимодействие которых с компаниями малого и среднего бизнеса курирует Корпорация МСП, по ее данным, составил 1,567 трлн руб. «Даже крупнейшие заказчики, такие как РЖД или «Роснефть», совершают закупки у небольших региональных игроков», — отмечают в Корпорации МСП.

В Минэкономразвития подчеркивают, что необходимо развивать инфраструктуру, позволяющую вовлечь МСБ в цепочки поставок крупных заказчиков. За последние шесть лет в стране создано 116 центров поддержки МСБ в области инноваций и промышленного производства. «Такие площадки, как региональный центр инжиниринга в Тольятти, центры кластерного развития в Татарстане и Калужской области, например, позволяют встраивать продукцию малых и средних предприятий в цепочки поставщиков, повышать уровень технологической готовности предприятий к исполнению заказов крупного бизнеса, искать партнеров», — рассказали в пресс-службе Минэкономразвития.

По мнению Александра Чепуренко, это лишь небольшая часть необходимой среды для развития производственных малых компаний. Доля производственного малого бизнеса в структуре предпринимательства не превышает 10%. И далеко не все из этих компаний могут и готовы участвовать в госзакупках. «Производственные цепочки должны и могут выстраиваться крупным бизнесом, но работать с ним — удел сравнительно небольшой доли, 5–7% максимум, от числа зарегистрированных малых предприятий», — отмечает эксперт. По его мнению, необходимо поддерживать растущий в регионах средний бизнес, которому нужен упрощенный доступ к готовым производственным площадкам и инновационным разработкам вузов.

Делать ставку только на вовлечение МСБ в госзаказ, по мнению Александра Чепуренко, было бы ошибкой. Ориентируясь на государственных заказчиков, считает он, небольшие компании могут попасть в ловушку доминирования в среде клиентов предприятия одного покупателя, что станет угрозой устойчивости бизнеса. Завершение контрактных отношений приведет к необходимости заместить большой сегмент выпавшего спроса. С Александром Чепуренко согласен директор группы компаний «Кузбасский компьютерный центр» Виталий Виноградов (компания занимается проектированием и поставкой компьютерных сетей, противопожарных систем, систем безопасности и охраны, а также офисной техники и оборудования). По его словам, подрядчики госкомпаний от кризиса не застрахованы. Еще два-три года назад заказов на обслуживание муниципальных учреждений, школ, больниц у них было гораздо больше. «С точки зрения спроса потребность бюджетных структур в нашей продукции и услугах большая, она не сократилась. Но закупки уменьшились. Госзаказчики бюджеты сокращали», — объясняет предприниматель. Тем не менее терять клиентов-бюджетников бизнес не хочет.

Независимо от того, есть ли снижение спроса на розничном рынке, крупный заказчик для малого предприятия — удобная подушка безопасности, отмечает Георгий Сухадольский, руководитель Объединения профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок: «Когда у тебя есть долгосрочный контракт, у тебя есть понимание сроков дальнейшего развития. Необходимость постоянно искать мелкие сбытовые контракты чревата риском финансовых провалов».