Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
«Факторинг, пожалуй, самый удобный инструмент для МСБ»
Материалы выпуска
Работа для маленьких Рынок Доля на вырост Решения «Факторинг, пожалуй, самый удобный инструмент для МСБ» Экспертиза
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
«Факторинг, пожалуй, самый удобный инструмент для МСБ»
Эксперты — о перспективах сотрудничества предприятий малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом.
Фото: Lori

Бизнесу для роста нужны стабильные рынки сбыта. В экономике страны доминируют крупные компании, значительную часть составляет госсектор. Встраивание малого и среднего бизнеса (МСБ) в цепочки поставщиков госкомпаний — одно из решений проблемы реализации продукции небольших предприятий и потенциал для роста этого сектора. Что сегодня мешает МСБ стать полноценным участником рынка госзаказа? Малому и среднему бизнесу сложно конкурировать в госзаказе, не имея возможности использовать рыночные механизмы финансирования, полагают эксперты.

«Значительный потенциал приобретают альтернативные источники финансирования МСБ»
Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

«Взаимодействие с крупными компаниями — это стабильный спрос на продукцию и определенные гарантии развития бизнеса, рост диверсификации деятельности и стоимости компании. В мировой практике до половины всего оборота МСБ формирует система поставок крупным компаниям или государству. Однако без совершенствования процедур контроля качества продукции самими субъектами МСБ крупные, высокотехнологичные предприятия будут избегать размещать у них заказы. Это особенно актуально для компаний, входящих в структуры РЖД, «Росатома», авиационной отрасли, где цена ошибки слишком велика. Соблюдение стандартов качества производимой продукции не менее важно для развития сегмента МСБ, чем возможность привлекать большие объемы недорогих заемных средств. Одно из возможных решений — создание центра компетенций, результаты оценки которого без дополнительного тестирования принимались бы госкомпаниями. Сейчас нередко процедура оценки качества проводится заказчиками по ими же установленным параметрам. Правила должны быть едиными, чтобы не допускать установления заказчиками необоснованных требований к продукции, а тем более принуждения предприятий МСБ к добровольной сертификации.

Сегмент кредитования МСБ постепенно восстанавливается после острого спада в 2015 году. Однако непростой инвестиционный и предпринимательский климат негативно влияет на развитие МСБ в целом, особенно с учетом снижения потребительского спроса в сравнении с началом 2000-х
годов. Значительный потенциал приобретают альтернативные источники финансирования МСБ, такие как лизинг, факторинг, краудфандинг, бизнес-МФО, привлечение средств через эмиссию ценных бумаг. Важно правильно диверсифицировать источники финансирования в зависимости от стадии жизненного цикла компании, в том числе в рамках различных программ с государственной поддержкой. Мы, в частности, работаем над упрощением процедуры выпуска акций и облигаций для средних компаний, с тем чтобы они могли опираться на собственный акционерный капитал, а не на заемный».

«Ограничения на факторинг в госзакупках могут быть сняты уже в этом году»
Александр Карелин, вице-президент — управляющий директор по факторингу Промсвязьбанка

«В условиях экономической рецессии крупный покупатель и госкомпания по определению более надежный заказчик, чем субъект МСБ.

Однако работа с крупным заказчиком сопряжена с некоторыми рисками, например с отсрочкой платежей по контрактам. Наши клиенты неоднократно сталкивались с проблемой кассовых разрывов при работе с госзаказчиками и пытались решать эти проблемы с помощью беззалогового финансирования под уступку дебиторской задолженности. Несмотря на то что прямого запрета на использование факторинга по госконтрактам сегодня нет, ряд законодательных норм позволяет госзаказчику оспорить уступку дебиторской задолженности. Промсвязьбанк совместно с Ассоциацией факторинговых компаний является разработчиком проекта поправок в Гражданский кодекс и законы о контрактной системе и закупках госкомпаний, допускающих факторинг в сектор госзакупок. Мы рассчитываем, что ограничения будут сняты уже в этом году.

Даже если платежная дисциплина заказчиков будет идеальной и отсрочка платежа по госконтракту не превысит 30 дней с даты поставки или выполнения работ, подрядчик должен каким-то образом рефинансировать краткосрочную дебиторскую задолженность, покрыть кассовый разрыв, не допуская сбоев в исполнении очередного этапа работ, чтобы не сорвать сроки, не получить штрафы от заказчика. Факторинг в данном случае, пожалуй, самый удобный и предсказуемый финансовый транспорт для МСБ, при этом беззалоговый. Мы прогнозируем рост спроса на факторинг со стороны МСБ в ближайшие пять лет, этот рынок будет расти ежегодными темпами 30–50%».

«Привлечение факторинговых компаний станет для бизнеса дополнительным инструментом финансовой поддержки»
Василий Осьмаков, заместитель министра промышленности и торговли РФ

«Одной из главных проблем участия субъектов малого и среднего бизнеса в госзакупках (особенно в закупках госкорпораций) является несоответствие требованиям заказчика по качеству предоставляемых товаров или услуг. Но при этом компании испытывают острый дефицит средств на модернизацию и покрытие кассовых разрывов, связанных с особой финансовой спецификой рынка госзаказов.

При участии в тендерах нужны, как правило, оборотные средства для обеспечения заявки. Их недостаток приходится восполнять кредитными ресурсами, к которым не всегда есть доступ. Развитие механизма факторинга направлено на решение подобного рода проблем, поэтому принятие поправок в законодательство о госзакупках можно только приветствовать.

Особое значение развитие этого механизма имеет для отраслей с низким уровнем рентабельности, которым сложно в текущих условиях использовать оборотное кредитование. Привлечение факторинговых компаний станет для бизнеса дополнительным инструментом финансовой поддержки, минимизирует риски нарушения со стороны заказчиков сроков оплаты и повысит мотивацию МСБ участвовать в системе госзакупок».

«Система управления закупочной деятельностью позволяет минимизировать риск столкнуться с некачественной продукцией»
Юрий Зафесов, директор департамента закупочной деятельности ПАО «Россети»

«В партнерской программе группы компаний «Россети», реализуемой с 2014 года, более 670 компаний малого и среднего бизнеса. Объем закупок, проведенных только для субъектов МСБ, по итогам прошлого года составил порядка 62 млрд руб. Это в четыре раза выше показателей 2015 года (15,4 млрд руб.). Общий объем договоров, заключенных с МСБ, включая субподрядные контракты, по группе «Россети» в 2016 году составил порядка 157 млрд руб.

Опыт работы с МСБ показывает, что система управления закупочной деятельностью компании, механизмы контроля исполнения договоров со стороны заказчика позволяют во многом минимизировать риск столкнуться с некачественной продукцией.

При этом даже у государственных корпораций могут быть проблемы с собираемостью оплаты по исполненным договорам. Банальное отсутствие денежных средств у самого заказчика зачастую становится причиной отсрочки платежей подрядчикам. В ряде случаев проблему нехватки оборотных средств позволяет решать применение факторинга, аккредитива и других схем финансирования. Однако при их использовании необходимо исключить возможность многократных переуступок».

«Перевод унитарных предприятий в конкурентную среду расширит рынок для МСБ»
Александр Калинин, президент «Опоры России»

«Унитарные предприятия (ГУПы и МУПы), которые в части закупок у МСБ ранее никак не регулировались, с этого года переходят на осуществление закупок по закону № 44-ФЗ. Теперь они обязаны 15% закупок отдавать малому бизнесу по спецторгам и рассчитываться по ним в течение 30 дней. Этого решения ждали миллионы предпринимателей. Оно позволит гарантированно расширить рынки сбыта на сотни миллиардов рублей.

Ранее до 95% анонсированных унитарными предприятиями закупок, по данным ФАС России, проходило на неконкурентной основе. Мы рассчитываем, что в результате эти организации также будут активно пользоваться услугами малого и среднего бизнеса. Более того, для развития рынка МСБ необходимо часть государственных и муниципальных сфер деятельности переводить в конкурентную среду.

Значительное число муниципальных унитарных предприятий работает на конкурентных рынках. Сегодня до 20% всех МУПов занято в коммунальной сфере (производство, передача и распределение газа, пара и горячей воды), 18% занимаются в основном посредническими операциями с недвижимостью, 13% — в оптовой и розничной торговле. Унитарные предприятия, пользующиеся большим количеством льгот и преференций, искажают конкурентную среду. Муниципалитеты необходимо ограничить в праве на создание и сохранение предприятий в таких сферах экономической деятельности, как, например, розничная торговля, транспорт, бытовое обслуживание, общественное питание и вывоз мусора».