Материалы выпуска
Частично заняты Рынок «Госкомпании становятся работой мечты» Рынок Рейтинг работодателей России Экспертиза Зарплатная стагнация Рынок «Мы разработали показатели эффективности, на которые влияют сотрудники» Решения Наем в цифровом формате Решения Трамплин в карьере Решения Обучение выходит на дистанцию Инновации «Мы живем в культуре стартапа» Решения
Инновации
Материалы выпуска
Обучение выходит на дистанцию
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Сергей Кашин
Фото: Bloomberg
Хотя революция, которую в корпоративном образовании прочило появление онлайн-бучения, пока
не свершилась, дистанционные курсы получают в России все большее распространение.

По данным Association for Talent Development, крупнейшей международной некоммерческой организации, изучающей обучение в компаниях (США), средний сотрудник тратит в год на тренинги 30 часов, или три с половиной рабочих дня. С появлением дистанционных курсов это время и затраты на них можно распределять более эффективно. Алена Мастерова, руководитель проекта HeadHunter «Академия для бизнеса», рассказывает, опираясь на свой опыт: чтобы изучать онлайн-курс, например искусство презентаций в программе Power Point, люди заходят на страницу проекта во время ожидания в аэропорту по дороге в отпуск и в метро. Онлайн-способы учебы ощутимо дешевле традиционных: один день семинара Ицхака Адзизеса, известного эксперта в области повышения эффективности бизнеса, может стоить и 90 тыс. руб., а записанный трехдневный курс в «Академии для бизнеса» будет доступен любому сотруднику.

Марина Карбан, директор департамента корпоративных программ Московской школы управления «Сколково», отмечает, что в России онлайн-курсы востребованы по причине больших территорий. Для крупных корпораций, сотрудников которых можно найти в большинстве российских регионов, онлайн-курсы и вебинары — весьма полезный инструмент, который в большом количестве случаев помогает снизить расходы на «доставку» знаний персоналу.

При этом Марина Карбан не считает, что онлайн-курсы конкурируют с очным обучением. Наиболее эффективным она называет использование blended learning, когда разработчики корпоративных программ обучения совмещают традиционные методики и современные технологии в зависимости от актуальных задач. Иногда онлайн-курсам нет альтернативы, но, скажем, топ-менеджерам нужна обратная связь, возможность использовать свой опыт в коллективном обсуждении с теми, кто имеет схожий опыт и ставит перед собой аналогичные цели. Удовлетворить такие потребности способны лишь традиционные способы обучения.

Алена Мастерова с таким мнением согласна — очные и заочные способы эффективны в комплексе, комбинировать их следует, учитывая все преимущества и ограничения. По ее словам, нужно учесть, что небольшая часть сотрудников (5%) не будут учиться, несмотря на любые усилия руководства, ни очно, ни заочно. Однако на бóльшую часть коллектива можно воздействовать довольно успешно. Если работодатель просто предоставляет возможность обучения — например, на сайте компании появится объявление, что можно бесплатно прослушать определенные курсы, то откликнутся, как показывают исследования «Академии для бизнеса», 7–8% сотрудников. Если подключается мотивация — например, прослушанный курс зачитывается при принятии решения о продвижении сотрудника, доля прошедших обучение вырастает до 85%. Если же результаты тестов включаются в KPI, то 95% сотрудников готовы участвовать в учебном процессе.