Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Маршрутка на автопилоте
Материалы выпуска
Маршрутка на автопилоте Инновации Спрос разгоняется Рынок Перевозки с кнопкой управления Решения Фургон особого назначения Инструменты
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Маршрутка на автопилоте
Беспилотный электрокар — таким, похоже, в недалеком будущем будет коммерческий автомобиль. На автосалоне в Женеве производители показали ряд новинок компактного класса.
Четырехместной маршрутке VW SEDRIC не требуются руль и педали, а ветровое стекло может играть роль большого экрана (Фото: Олег Лозовой для РБК)

Новые грузовики, автобусы и фургоны отгремели осенью 2016-го на профильной выставке в Ганновере. На автосалоне в Женеве новинок коммерческой направленности было не так много — автопроизводители привезли сюда легковую технику и концепты, в которых воплощены идеи как ближайшего, так и более далекого будущего. Несколько же легких коммерческих машин стали отличной иллюстрацией того, как новые техно​логии вслед за рынком легковых автомобилей постепенно приходят в сегменты более крупной техники. Речь в первую очередь об электрических силовых установках и системах автономного управления.

Прошлогодний грузовой автосалон в Ганновере очень четко отразил намечающиеся тренды. Электрические или гибридные модели были представлены практически на всех стендах автобусных марок. Компания MAN пообещала запустить серийный электробус к 2020 году. А в финале международного конкурса «Лучший автобус года» лишь одна из десяти моделей имела традиционный двигатель внутреннего сгорания.

Осенью Volkswagen показал полностью электрический e-Crafter грузо-

подъемностью 1,7 т с запасом хода 200 км. Свое видение электрофургона представил и Daimler — футуристический концепт Mercedes Vision Van намекал на то, каким будет серийный развозной фургон 2018 года. Впрочем, в своих фантазиях мерседесовцы заглянули чуть дальше — вместо руля и педалей прототип оснастили джойстиком, кузов оборудовали системой, автоматически сортирующей посылки, а на крыше машины разместили два дрона, которые могут доставлять грузы весом до 2 кг в радиусе до 10 км.

Футуристические новинки Женевы тоже, как правило, соединяли в одном автомобиле «умные» системы и экологичную силовую установку: главным трендом ближайшего будущего станет создание беспилотных электрокаров как в легковом, так и в коммерческом транспорте. В Швейцарии Volkswagen представил свой первый беспилотный микроавтобус, который вполне способен стать автономной маршруткой. В названии Sedric зашифрован термин self-driving car (самоуправляемый автомобиль), серийное будущее такой машине прочат к 2025 году. Беспилотник управляется фактически одной кнопкой, которая вызывает машину к владельцу, а все дальнейшие команды отдаются голосом, либо же микроавтобус управляется электроникой по заранее заложенной программе. Внутри — четыре пассажирских сиденья и место для багажа. Двери — распашные, с электроприводами. Двигатель и батареи расположились под полом, а ветровое стекло может выполнять роль дисплея.

Подобные технологии есть не только у немецких лидеров автопрома. Свое место на стендах женевского Palexpo вполне могли бы занять и российские разработки. Например, прототип беспилотного микроавтобуса «Шатл», изготовленный институтом НАМИ совместно с КамАЗом, который рассчитан в первую очередь на пассажирские перевозки на закрытых территориях. Либо аналогичный проект Matrеshka, который развивает владелец и гендиректор компаний Volgabus и Bakulin Motors Group Алексей Бакулин. Машины уже вовсю тестируются, самостоятельно ездят по территории Сколково и наверняка найдут применение на объектах чемпионата мира по футболу-2018. Но реального рынка в Европе для таких машин пока нет, а участие в автосалоне для проектов, которым пока отводится роль имиджевых, для производителей является слишком дорогим удовольствием.

Примечательно, что и Volkswagen Sedric показали только в рамках специального мероприятия в ночь накануне салона, а на саму выставку не привезли. Вместо беспилотной маршрутки немцы впервые в Европе выставили прототип микроавтобуса Volkswagen I.D. BUZZ, который чуть раньше уже показали в Детройте. Это тоже беспилотный электрокар, но его концепция куда ближе к реальности. Во-первых, у машины есть уже существующая платформа MEB, на которой фольксвагеновцы строят свои электрокары. Электромоторы расположены на передней и задней осях, а суммарная мощность силовой установки достигает 369 л.с. Емкость батарей составляет 111 кВт·ч, заявленный запас хода — 600 км.

Во-вторых, I.D. BUZZ имеет руль и педали, более-менее традиционные конструкцию салона и набор систем-помощников. При этом он оборудован системой автопилотирования, а салон может трансформироваться таким образом, чтобы создать внутри офис или переговорную комнату. Но самое главное — это вполне традиционная конструкция кузова, привычная однообъемная компоновка и вполне узнаваемая стилистика семейства Transporter. По сути, I.D. BUZZ — это намек на то, каким будет Volkswagen Transporter следующего, седьмого поколения, которое увидит свет лет через пять.

Французский аналог Transporter под названием Citroеn SpaceTourer дебютировал в Женеве ровно год назад. В модельном ряду этот фургон, сменив устаревший Jumpy, предложил целый ряд модификаций на одной модульной платформе, но обещанной ранее электрической версии не показали до сих пор. В этот раз в Женеву французы привезли прототип полноприводного фургона с длинным именем Citroеn SpaceTourer 4×4 Ë Concept, и это — без пяти минут серийная версия повышенной проходимости. От обычной модели она отличается увеличенным на 60 мм (до 210 мм) дорожным просветом, полноприводной трансмиссией и защитными накладками кузова. А цепи на колесах выставочного экземпляра — реклама фирменной линейки аксессуаров.

Двигатель тут дизельный, мощностью 150 л.с., причем работает он в паре с шестиступенчатой «механикой». В списке оборудования есть проекционный дисплей, камера заднего вида, адаптивный круиз— контроль и водительские системы-помощники. От интерьерных излишеств вроде белой кожи и серой алькантары, которыми щедро отделан салон выставочной машины, в серийной версии, скорее всего, откажутся — машине, предназначенной для путешествий или перевозок по бездорожью, нужна более практичная отделка.

В универсале Dacia Logan MCV Stepway никаких новых технологий нет, но это, пожалуй, самая практичная и доступная новинка коммерческого сегмента. Семиместный универсал сделан по той же технологии, которая позволила превратить Renault Sandero в полукроссовер Sandero Stepway: увеличенный дорожный просвет, защита бамперов и обвес из неокрашенного пластика на крыльях и порогах кузова. Вскоре такая модель появится на конвейере АвтоВАЗа, где сейчас выпускаются универсалы Lada Largus и Largus Cross на базе Renault Logan MCV предыдущего поколения.

Прибавка дорожного просвета в европейской версии составила целых 50 мм. В гамме двигателей: трехцилиндровый бензиновый агрегат объемом 0,9 л с отдачей 90 л.с. и 1,5-литровый дизель той же мощности, но в России таких не будет — только проверенные бензиновые атмосферники. Автоматической коробки нет ни у нас, ни в Европе. Помимо чисто пассажирской версии с пяти— и семиместным салонами компания может изготовить грузовой фургон повышенной проходимости, если на него будет спрос.

Впрочем, в Швейцарии с ее развитой дорожной инфраструктурой модели повышенной проходимости выглядят как минимум странно. Другое дело — экологически чистые автомобили, мода на которые постепенно приходит в коммерческий сегмент даже в отрыве от развивающихся беспилотных технологий. В первую очередь это касается сегмента городских перевозок, поскольку центры европейских городов все чаще закрывают для неэкологичного транспорта. Неудивительно, что одним из центральных экспонатов французской компании Peugeot стал Partner Tepee Electric — электрическая версия популярного фургона, продажи которой начнутся уже осенью нынешнего года.

Электромотор «каблучка» развивает 68 л.с. и 200 Н·м крутящего момента, а запас энергии содержат две литий-ионные батареи общей емкостью 22,5 кВт·ч. Заявленный запас хода — 170 км, чего вполне достаточно для дневного цикла городских перевозок в пределах исторического центра европейского города. На полную зарядку аккумуляторов машине требуется 8,5, 12 или 15 часов в зависимости от типа зарядной станции. Наконец, есть возможность использования быстрой зарядки, которая восполняет 80% заряда батареи за 30 минут. Подобные модели уже сейчас есть в арсенале многих европейских фирм, и именно с них процесс электрификации постепенно распространится и на более серьезную технику.