Материалы выпуска
Маршрутка на автопилоте Инновации Спрос разгоняется Рынок Перевозки с кнопкой управления Решения Фургон особого назначения Инструменты
Решения
Материалы выпуска
Перевозки с кнопкой управления
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Евгений Багдасаров
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
ЭРА-ГЛОНАСС меняет рынок коммерческого транспорта и открывает перед перевозчиками новые возможности.

Терминалы российской государственной системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС стали обязательными для всего автотранспорта, вводимого в обращение на территории Таможенного союза, только с 1 января 2017 года, поэтому игроки рынка коммерческих автомобилей пока не приводят данных, как нововведение сказалось на продажах. Обязательная система экстренного реагирования усложнила сертификацию новых и подержанных транспортных средств, импортируемых на российский рынок, но при этом предоставила новые возможности для мониторинга перевозок.

ЭРА-ГЛОНАСС позволяет быстрее вызывать экстренные службы на место происшествия. Установленный в автомобиле терминал с помощью спутников определяет координаты, скорость и направление движения автомобиля. В случае аварии он отправляет все данные о ДТП, включая VIN-номер, через сотовую связь, а также обеспечивает связь водителя с оператором экстренной службы, которого можно вызвать тревожной кнопкой. Создатели системы прогнозируют, что за год она способна спасти несколько тысяч жизней. По данным АО «ГЛОНАСС», на конец февраля в системе зарегистрировано свыше 270 тыс. транспортных средств. Операторами было принято и обработано 157 257 вызовов, из них более шестисот потребовали участия экстренных оперативных служб.

Для легковых и части легких коммерческих автомобилей, согласно регламенту Таможенного союза, предназначена «система», автоматически срабатывающая при авариях по датчикам. Остальные транспортные средства должны комплектоваться более упрощенным «устройством», которое реагирует только на опрокидывание. В других аварийных случаях помощь вызывают вручную. По основным функциям «система» и «устройство» идентичны и позволяют создавать на своей базе дополнительные сервисы. Некоторые терминалы обеспечивают техническую возможность удаленного контроля, охраны и управления транспортными средствами. По умолчанию эти функции в устройстве отключены и активируются по запросу.

«Сервисы на базе ЭРА-ГЛОНАСС будут выгодно отличаться от аналогичных услуг на рынке благодаря охвату большого количества транспортных средств, которые уже оснащены приборами, — нет необходимости тратиться на установку дополнительного оборудования», — рассказал корреспонденту РБК+ директор службы развития АО «ГЛОНАСС» Артем Попов.

Он выделил два направления, по которым будут развиваться дополнительные сервисы. Первое основано на использовании уже встроенных в транспортное средство приборов для оказания дополнительных услуг, таких как помощь на дороге, встраивание канала связи в сервисные программы автопроизводителей, консьерж-сервис. Второе направление — услуги на базе навигационной информации, например для мониторинга транспортных средств.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил обеспечить взаимную дополняемость систем взимания платы с грузовиков «Платон» и ЭРА-ГЛОНАСС. Развитие системы экстренного реагирования будет курировать возглавляемая им коллегия Военно-промышленной комиссии РФ. Идея уже получила поддержку президента Владимира Путина, однако некоторые игроки рынка говорят, что вопрос синергии требует глубокого изучения.

«Несмотря на идентичную компонентную базу самих устройств, инфраструктура и задачи самих систем кардинально разные. Потому я не вижу возможности их интеграции уже завтра», — объяснил директор по развитию Fort Telecom (выпускает терминалы ЭРА-ГЛОНАСС) Владимир Макаренко.

При совмещении двух систем станет возможным полностью контролировать режим труда и отдыха водителей, соблюдение и нарушение скоростных режимов. Эти шаги изменят условия перевозок на рынке, считает начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин. «Малому бизнесу станет еще сложнее конкурировать с крупными транспортными компаниями, что приведет к нарушению баланса на рынке автоперевозок. Кроме того, с определенными сложностями столкнутся владельцы машин с пробегом: им придется дооборудовать транспортные средства системой ГЛОНАСС», — уточнил собеседник.

Отдельное направление — страховая телематика. АО «ГЛОНАСС» совместно с Российским союзом автостраховщиков (РСА) проработал ГОСТы, позволяющие использовать данные системы экстренного реагирования для оформления мелких ДТП по европротоколу. Информация с автомобиля автоматически будет передаваться в информационную систему РСА и далее в информационные системы страховых компаний.

В Минпромторге считают важным создание телематических систем на базе ЭРА-ГЛОНАСС для повышения безопасности на дорогах. С этим согласны и другие игроки рынка российской телематики. По мнению генерального директора Omnicomm Бориса Панькова, система экстренного реагирования работает в момент аварии, что, по сути, не отражается на безопасности перевозок и снижении количества аварий.

«Само по себе оборудование не может влиять на такие факторы, как травматизм пассажиров в салоне автобуса вследствие резких торможений или маневров, а также нарушение ПДД водителями автобусов, включая «опасное вождение», — замечает ведущий эксперт «Группы Т-1» Александр Глазков.

ЭРА-ГЛОНАСС усложнила сертификацию новых автомобилей и потребовала серии дорогостоящих краш-тестов. Легковые бренды вынуждены были свернуть поставки мелкосерийных и непопулярных моделей. Ситуация с коммерческим транспортом немного легче — кнопочное «устройство» испытывают по сокращенной программе.

«Динамик и микрофон устройства должны быть расположены в кабине таким образом, чтобы обеспечить требуемый уровень качества связи с оператором. Это проверяется акустическими испытаниями. Кроме того, с 2017 года частью функциональных испытаний стал тест на опрокидывание. Он не является разрушающим — для автомобиля устанавливают предельный угол бокового наклона, при котором устройство должно сработать автоматически», — пояснил менеджер по продукт-маркетингу ООО «Даймлер КамАЗ Рус» Александр Лавров.

По его мнению, установка ЭРА-ГЛОНАСС не может не отразиться на стоимости коммерческой техники, но это подорожание не окажется ощутимым. В целом крупные игроки, среди которых ГАЗ, Daimler, Ford, Scania, заявили о том, что уже сертифицировали свои новинки. При этом ЭРА-ГЛОНАСС фактически закрыла российский рынок для подержанных и новых иномарок, ввозимых частными лицами. К середине февраля на таможенных складах в Приморском крае и Японии скопилось около 1,5 тыс. иномарок, на которые стало невозможно получить ПТС.

«На данный момент мы переживаем некий турбулентный период перехода из состояния, когда не нужно было устанавливать, в фазу «нужно устанавливать». На мой взгляд, в течение короткого времени, возможно полугода, этот процесс встанет на рельсы, будет найден некий консенсус, устраивающий обе стороны», — предположил Борис Паньков из Omnicomm.

В подтверждение его слов в правительстве РФ уже поручили Минпромторгу разработать упрощенный регламент установки ЭРА-ГЛОНАСС. Он будет касаться подержанных и новых автомобилей, ввозимых из-за рубежа в индивидуальном порядке.