Материалы выпуска
МВА по-быстрому Рынок Корпорации вместо университетов Инновации Запад меняет классику Решения
Решения
Материалы выпуска
Материалы выпуска
Запад меняет классику
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Илья Носырев
Фото: Lori
Зарубежные бизнес-школы вынуждены адаптировать под актуальные вызовы времени даже самые консервативные программы и методики.

«Классическое» бизнес-образование кажется чем-то незыблемым — здесь давно известные и хорошо зарекомендовавшие себя методики преподавания. Это впечатление обманчиво: бизнес-школы по всему миру активно адаптируются под новые запросы, вызванные проникновением в различные сферы новых технологических решений, глобализацией, а также стремлением корпораций повысить квалификацию своих сотрудников и привить им новые компетенции.

Без автономного режима

В наши дни большинство мировых бизнес-школ действуют при университетах, хотя и функционируют как автономные структуры. В некоторых странах они даже интегрированы в государственную систему. Так, во Франции наиболее престижные бизнес-школы входят в систему Grandes Écoles и работают под попечительством региональных палат коммерции.

У автономности есть как плюсы, так и минусы, и одна из тенденций — отказ бизнес-школ от самостоятельности, слияние их программ с университетскими. Этот нацеленный на достижение синергии процесс выражается в росте числа двойных дипломов и объединенных программ, когда преподавание ведется по таким специальностям, как, например, медицина, «большие данные», аналитика, дизайн, юриспруденция, инженерия.

Самое важное сейчас происходит на стыке специальностей. «Классическое бизнес-образование дает базовые представления и различные схемы, которые можно применить в работе, — говорит Никита Барков, консультант Boston Consulting Group. — Но все зависит от умения пользоваться этим инструментарием. Например, в школе ESADE (Барселона), где я изучал международный бизнес-менеджмент, основной курс невелик, а значительную часть обучения составляют элективы. Каждый электив — всегда кот в мешке: ты можешь оценить его полезность, лишь пообщавшись с теми, кто его прослушал. Если тщательно и с умом подбирать необходимые курсы, классическое бизнес-образование может быть крайне полезным».

Закономерно растет и доля технологически ориентированных программ — в частности, программ MBA с акцентом на «большие данные». Например, сегодня уже 240 зарубежных школ включили в свой тест GMAT (его проходят перед приемом на программу MBA), задания по теме «больших данных».

Связь обучения с практикой становится все более тесной и дает возможность применять проектный подход. «У нас на МВА реализуется междисциплинарный групповой проект, — говорит Федор Федоров, директор по маркетингу и развитию школы бизнеса МИРБИС. — На старте программы слушатели штурмуют тему «новое в отрасли, точки роста, новые продукты, услуги, модификации, новые процессы/проекты внутри компании и т.д. Выбираются три-четыре самых интересных, или, как мы говорим, wow-проекта, создаются команды во главе с лидером, которые в течение года обучения готовят бизнес-план, финансовый и маркетинговые проекты. На защите присутствуют преподаватели школы, выпускники, представители бизнес-инкубатора МИРБИС, так что самые интересные идеи могут получить вполне реальное продолжение».

Еще один тренд — увеличение числа людей старшего возраста, с опытом работы (порой многолетним), которые возвращаются в университет, чтобы повысить квалификацию. На смену концепции «обучения в университете с последующей работой по специальности» приходит концепция «обучения в течение всей жизни».

«Люди спешат овладеть новыми навыками, поскольку в современном мире профессии набирают или же, наоборот, утрачивают актуальность гораздо быстрее, чем раньше», — говорит экс-директор департамента исследований и образования в компании Mail.Ru Group Дмитрий Волошин. Такие дисциплины, как менеджмент, маркетинг, рекрутинг, постоянно развиваются, и очередное (с интервалом в несколько лет) прохождение курса — отличный способ познакомиться с актуальными подходами и бизнес-практиками, которые успели доказать свою состоятельность.

В поисках глобальных решений

Свой отпечаток на деятельность бизнес-школ накладывает растущая мобильность студентов. Возможность выбирать учебные заведения не только в своей стране, но и за рубежом приводит к усилению глобальной конкуренции. Общий объем инвестиций в образовательные проекты по всему миру в 2015–2016 годах составил $5,5 млрд. Около половины рынка образовательных услуг принадлежит США, на пятки наступают азиатские рынки, чей рост выражается сотнями процентов.

Однако инвестиции как таковые не гарантируют качества и влиятельности бизнес-школ. Одна из любопытных тенденций последних лет — постепенное снижение авторитета бизнес-школ США, Японии и Южной Кореи. А вот их коллеги при западноевропейских университетах быстро набирают вес — в первой двадцатке Financial Times Global MBA Ranking 2015, например, оказалось целых восемь бизнес-школ из Западной Европы.

Благодаря глобализации можно применять в своей работе интернациональный опыт, посмотреть на ситуацию с неожиданной стороны. «Самая востребованная сейчас программа среди руководителей высшего звена и собственников бизнеса — Executive MBA, — говорит Федор Федоров. — Для усиления компетенций руководителей, более широкого понимания управленческих процессов МИРБИС приглашает слушателей-руководителей на недельный интенсивный зарубежный модуль в рамках международного консорциума Global EMBA. Это не обычная стажировка, а семинары и визиты в компании в группе слушателей Executive MBA из девяти различных стран и школ бизнеса. Руководитель получает знания и опыт от зарубежных коллег, приобретает более широкий управленческий взгляд, а главное — сталкивается с неким вызовом, на неделю меняя привычную среду».

Практический смысл

Еще один важный тренд, связанный с новыми форматами, — активный синтез программ школы бизнеса и корпоративных университетов. Новые запросы со стороны корпоративных заказчиков все чаще делают необходимым участие в программе обучения сотрудников компании внешних преподавателей и консультантов, в данном случае — школ бизнеса. «Например, последние девять запросов в МИРБИС содержат четкие критерии: модули, выделенные именно для школы бизнеса, с определенной тематикой, чаще всего — организационного поведения, построения системы мотивации и вознаграждения персонала, управления изменениями, — говорит Федоров. — Очень популярная фишка — финансы для нефинансистов, для HR-директоров, для директоров по маркетингу».

Зачастую компании заказывают для группы своих сотрудников индивидуальные программы. «Компания направляет на обучение от десяти сотрудников, на базе МВА МИРБИС формируется индивидуальный план, — поясняет Федор Федоров. — Скажем, повышение квалификации до 250 часов или переподготовка от 250 часов и выше, включая, например, стажировку». Это также своего рода корпоративная программа, но реализуемая на базе школы бизнеса.