Инструменты , Весь мир ,  
0 

Неземные риски

Фото: Олег Урусов/РИА НОВОСТИ
Фото: Олег Урусов/РИА НОВОСТИ
Из-за уменьшения числа запусков, отсутствия крупных проектов, снижения тарифов объем рынка космического страхования в РФ сократился втрое.

Запущенная выгода

В 2016 году, по статистике Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), сборы компаний, страховавших космические риски, снизились до 3,185 млрд руб., что на 63% меньше, чем годом ранее. Премия по перестрахованию сократилась на 58% и составила 926 млн руб. Страховщики выплатили 808,4 млн руб., что на 61% меньше выплат позапрошлого года. Занимаются этим бизнесом в России лишь несколько крупнейших компаний — «АльфаСтрахование», «Альянс», ВСК, «ВТБ Страхование», «Ингосстрах», СОГАЗ и «Согласие».

В целом с 2014 года объемы рынка сократились втрое. По словам руководителя Центра космического страхования «ВТБ Страхования» Павла Шутова, на это повлияли три основных фактора. Это падение тарифов по страхованию космических рисков, уменьшение количества запусков (в 2014 году — 32 запуска, в 2015-м — 26, в 2016-м — 17), а также отсутствие крупных проектов, таких как запуск дорогостоящих коммуникационных спутников, которые страховались в интересах ФГУП «Космическая связь» и АО «Газпром Космические системы». В прошлом году из 17 запусков 15 проходили по Федеральной космической программе: защитой были обеспечены ракеты-носители (РН), корабли «Прогресс» и «Союз», страховая сумма и тарифы по которым существенно ниже. Оставшиеся два запуска были осуществлены по программе Министерства обороны и не страховались.

На снижение премии особенно повлияли сокращение запусков «Протонов» после аварийного запуска космического аппарата (КА) Mexsat-1 и полная остановка запусков после аномалии в работе двигателя второй ступени при запуске КА Intelsat-31 9 июня 2016 года. К концу года стало известно о дефектах во всей партии двигателей «Протонов», в результате чего сроки возобновления стартов были перенесены.

В следующие три года сборы «космических» страховщиков также, скорее всего, будут сравнительно небольшими. В 2017 году на страхование космических аппаратов и ответственности при их запусках государство выделит 622,3 млн руб., в 2018 году — 625,9 млн, еще через год — 612,8 млн.

Участники рынка рассчитывают, что «Роскосмос» начнет также включать в договор на страхование пусков транспортных кораблей «Прогресс» грузы, которые те доставляют на МКС. До сих пор в страховую сумму включалась только стоимость ракеты и корабля.

Избыточная емкость

По словам директора по андеррайтингу специальных видов страхования СОГАЗа Антона Додонова, свой вклад в сокращение объемов премии по страхованию космических рисков внесла общая тенденция снижения тарифов на страховом рынке. «Международный рынок находится в «мягкой» фазе, избыток капитала проявляется и в избыточном предложении перестраховочной емкости, что ведет к снижению ставок», — отмечает он.

Тарифы по страхованию гражданской ответственности последние несколько лет колеблются в небольшом диапазоне 0,11–0,13% от страховой суммы, так как крупных убытков в этом сегменте заявлено не было. А вот тарифы по запускам существенно менялись. Как объясняет вице-президент «Ингосстраха» Александр Подчуфаров, ставки по запуску «Протона» в несколько раз выше ставок по другим, технически надежным ракетам-носителям. После аварийного запуска мексиканского КА Mexsat-1 16 мая 2015 года тарифы на запуски «Протонов» вышли на уровень 10,5% от страховой суммы. В нынешнем году уровень ставок достиг 13% от страховой суммы, после того как был обнаружен дефект в двигателях второй и третьей ступеней РН «Протон» и производитель отозвал 71 двигатель.

Сейчас самыми конкурентными на рынке остаются ставки на запуски ракеты-носителя Ariane-5 Европейского космического агентства. 17 октября 2016 года Ariane-5 осуществила свой рекордный 75-й успешный запуск, отправив на орбиту четыре спутника Galileo. В результате ставки на запуски Ariane-5 достигли исторического минимума — 2% от страховой суммы. Для сравнения: пять лет назад разница между ставками по «Протону» и Ariane-5 составляла менее одного процентного пункта.

Ставки по страхованию на орбите также существенно изменились. В 2014 году по страхованию орбитальных группировок «Экспресс» и «Ямал» они котировались в диапазоне 2,9–4% от страховой суммы, в зависимости от технического состояния спутника. К настоящему моменту группировки пополнились иностранными космическими аппаратами, и диапазон ставок существенно снизился. Для надежных спутников они находятся на уровне 0,5–1,95%.

Как рассказывает заместитель генерального директора «АльфаСтрахования» Илья Кабачник, наиболее ярким примером является снижение тарифов по страхованию запусков РН «Союз». «По нашим оценкам, в прошлом году страхование запусков осуществлялось по тарифам ниже минимального уровня рентабельности. И неудачный запуск РН «Союз-У» с ТГК «Прогресс МС-04» в конце прошлого года, к сожалению, подтвердил правоту наших суждений. В этом году страховой рынок не мог не отреагировать на урегулированный убыток, и страховые тарифы для РН «Союз» выросли до уровня 5,5–6,5% от страховой суммы на один запуск, тогда как в прошлом году тарифы находились на уровне 4–4,5% за запуск», — комментирует Илья Кабачник.

Подстраховать страховщиков

В 2016 году на рынок страхования космических рисков стала давить тяжесть потерь, полученных годом ранее. Аварии российской ракетно-космической техники обернулись убытками в $660 млн. По словам Александра Подчуфарова, последней каплей стала гибель спутника Amos-5, в результате чего возникла ситуация, которую можно назвать «кризисом доверия» международных андеррайтеров к российской космической технике. Многие из них отказались страховать запуски и эксплуатацию российских аппаратов, другие вносили в покрытие исключения, которые ставили под сомнение целесообразность страхования вообще, и все говорили о повышении ставок. В конце 2016 года тарифы на страхование российских спутников связи были примерно в два—четыре раза выше, чем на страхование спутников связи иностранного производства, объясняет Антон Додонов.

В конце прошлого года в России начала работу Российская национальная перестраховочная компания (РНПК). И теперь, по словам Ильи Кабачника, проекты со страховыми суммами в 3–4 млрд руб. могут быть обеспечены страховой и перестраховочной защитой при помощи только российского рынка. Тем не менее зарубежный рынок готов брать на себя обязательства по российским рискам на приемлемых условиях. Поэтому при страховании наиболее крупных космических проектов, где страховые суммы могут достигать $150–200 млн на один запуск, можно рассчитывать на их поддержку.


Притяжение компенсаций      

За последние годы в России произошло несколько космических аварий, что негативно отразилось на бизнесе отечественных страховщиков. В 2015 году со стартового комплекса космодрома Байконур был произведен запуск ракеты-носителя «Союз-2.1А» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-27М». Космический корабль отделился от третьей ступени ракеты-носителя, но из-за некорректной работы ступени «Союз-2.1А» не вышел на расчетную орбиту и сгорел. Сумма выплаты составила 1,937 млрд руб., состраховщиками были СОГАЗ и «Ингосстрах». В ноябре 2015 года была утеряна связь с Amos-5 — геостационарным телекоммуникационным спутником, изготовленным АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» для израильского оператора Space Communication. Аппарат был потерян. Amos-5 был застрахован на $158,5 млн, доля СОГАЗа как состраховщика составляла $2,5 млн.

В декабре 2016 года после пуска ракеты-носителя «Союз-У» потерпел аварию транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-04». Выплата оценивается в 2,135 млрд руб., страховщиком выступило «ВТБ Страхование».

Скачать Содержание
Закрыть