Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Пределы цифрового роста
Материалы выпуска
Кредитные каникулы Рынок «Технологии не спрашивают разрешения» Решения Упущенная выгодность Рынок Пределы цифрового роста Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Пределы цифрового роста
Алгирдас Шакманас, вице-президент Промсвязьбанка, руководитель
блока «Цифровой бизнес»

Банковский сектор — как российский, так и мировой — стремительно переходит в виртуальное пространство. Спрос на IT-специалистов в банковской сфере заметно вырос, службы персонала кредитных организаций при реализации проектов, связанных с расширением продаж, в основном конкурируют не за сейлз-менеджеров, как раньше, а за IT-специалистов. Складывается впечатление, что тем, кто хочет стать банкиром, следует учиться на программиста, а не на экономиста.

Все это связано в том числе с технологиями Big Data, которые позволяют решать задачи в разных сферах бизнеса. Что касается банковской отрасли, то это в первую очередь возможность максимально точно оценить платежеспособность клиента, причем в автоматическом режиме.

В связи с этим уже два-три года идут разговоры, что время банков как лишних посредников уходит; по крайней мере, в сфере розничного кредитования их место займут проекты p2p, а лидерами рынка станут компании, наиболее эффективно умеющие работать с Big Data, — типа «Яндекса» или Google.

Определенный резон в этом, безусловно, есть. Понятно, что банки, не освоившие новые технологии, не выдержат конкуренции и уйдут с рынка. А часть рынка достанется условно «чистым айтишникам».

Однако этот процесс имеет свои пределы. И вот почему.

Во-первых, когда рынок «внебанковского банкинга» достигнет достаточно больших размеров, он будет зарегулирован в целях безопасности — чтобы избежать проблем с устойчивостью финансовой системы в целом, сохранностью сбережений граждан. А это означает, что крупной интернет-компании придется превращаться в банк —
со всеми вытекающими регуляторными издержками. Для большинства подобных компаний это может быть непростым вызовом. Ситуация сейчас такова, что у многих ведущих банков есть качественная экспертиза в работе с финансовыми большими данными, а у интернет-компаний пока нет сопоставимого с банковским опыта в части управления средствами клиентов.

Из этого следует второй момент: банки, помимо кредитных рисков, умеют также работать с рисками ликвидности и процентными рисками, трансформировать короткие деньги в длинные, дешевые — в дорогие, сглаживать неровности поведения рынка. Эта функция банковского баланса очень важна, без нее невозможно устойчивое развитие экономики.

Правильным будет сказать, что банкинг никуда не денется, но просто трансформируется в иную цифровую модель, обретет новые технологические возможности, например, за счет развития мобильных платежных сервисов (таких как Android Pay, Apple Pay, Samsung Pay), к широкому внедрению которых мы уже готовы. Со временем бесконтактные платежи полностью изменят отношение к классическому банковскому инструменту — пластиковым карточкам, а банки станут полноценными онлайн-компаниями.